Не виноватая я, он сам пришёл!

топ 100 блогов mi_ta_pe26.03.2021

Я опять перечитала "Анну Каренину". Книга была обёрнута газетой, я взяла её, чтобы узнать, что там такое, и  – здрасти! Прочла. Не считала в который раз, но, думаю, раз ... надцатый. 

Знаю роман вдоль и поперёк, но всё равно,  дочитав до конца, погрузилась в привычные размышления  о несчастной Анне. Несчастной не потому, что она трагически закончила свою жизнь, а потому, что изначально была безрассудной. 

Когда американского писателя Уильяма Фолкнера попросили назвать три самых лучших романа из всех, что когда-либо были написаны, он три раза назвал роман «Анна Каренина». Я не удивилась, потому что ответила бы так же!  "Анна Каренина», на мой взгляд, самый лучший роман о любви. Об истоках любви, о влиянии любви, о её последствиях и так далее.  Толстой затронул так  много животрепещущих тем, что роман можно читать бесконечно, потому что он – настоящий учебник жизни.   

Сюжет романа прост и выражается в одном предложении: замужняя дама из высшего общества изменила мужу и покончила с собой. Всё так просто и обыденно, что непонятно из-за чего после окончательной публикации романа поднялся шум? Общество разделилась на две части - одобряющих и критикующих. 

Думаю, общим потрясением для читателей стало решение Анны уйти от мужа и соединить свою жизнь с любовником, ведь это было не по правилам высшего общества. Многие  мужья и жёны имели связи на стороне, но это было общепринято. Об этом знали или догадывались,  но  делали вид, что ничего не происходит,  так было заведено.   И Анна  могла бы  встречаться с Вронским тайно, но, увы, "отбилась от стада",  а это неправильно и потому непростительно! 

Бетси Тверская, которая «самым гадким образом обманывала мужа» с красавчиком Тушкевичем, первая осудила Анну: «... она мне сказала, что она меня знать не хочет, пока мое положение будет неправильно».

Понятно, то, что можно мужчине, женщине нельзя. Например,  Стива Облонский по-тихому погуливал, и пока жена Долли была в неведении, всё было шито-крыто, пока  "тайное не стало явным". И что же? Та же Анна уговорила Долли  закрыть глаза на измену мужа и принять измену, как должное.  Другими словами, гуляй направо  и налево, но к семье возвращайся: 

«Эти люди [мужчины] делают неверности, но свой домашний очаг и жена — это для них святыня. Как-то у них эти женщины остаются в презрении и не мешают семье. Они какую-то черту проводят непроходимую между семьей и этим».

Конечно, Долли простила мужа. И дальше будет прощать (а куда деться?), а потом Стива начнёт открыто ей изменять, ведь: «Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал ее. А тут вдруг подвернется любовь, и ты пропал, пропал!»

Рассуждения,навеянные книгой,  как клубок из ниток, потянешь за один  кончик и ... одна тема думается, потом плавно цепляется за другую , а там за третью и не на один час! )))

Рассуждать о персонажах романа, словно сплетничать о них. Они живут себе в книжке и даже не знают, что их житейские поступки вот уже полтораста лет вызывают разговоры разной степени горячности. Всяк судит по себе, а личный опыт у всех разный, поэтому и суждения  разнообразны.  

Вот, например,  реакция на роман поэта Николая Алексеевича Некрасова, выраженная в виде эпиграммы: 

«Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом, 

Что женщине не следует «гулять» 

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом, 

Когда она жена и мать».

Общепринято считать, что  этой эпиграммой Некрасов выразил негативное отношение к роману, но я так не думаю.   Он отразил лишь то, что лежало  на поверхности, это только  видимая часть айсберга, канва сюжета, а  смысл рассеян по страницам.  Ведь Толстой никогда ничего не говорил прямо,   его произведения (даже для детей) не имеют ярко выраженной морали, как в баснях Крылова. Толстой не учит, не назидает, не осуждает, не растолковывает и не даёт готовых ответов – всё должен сделать сам читатель! Чтобы  найти авторские подсказки , надо внимательно читать каждую страницу,  строчку и  выискивать ответы на свои вопросы. 

Например, для меня эта книжка  стала по-настоящему «открытой книгой» лишь после нескольких перечтений, когда в памяти отпечатались авторские повторы.  

Думаю, раньше мне  не хватало жизненного опыта (женского опыта) для понимания поступка Анны – уйти к любовнику, оставить хорошего мужа, любимого сына, навлечь на себя позор и бойкот общества ...  Да, её поступок был непростителен, несмотря на то, что Анна Каренина была в высшем обществе всеобщей любимицей,  после разрыва с мужем  все от неё отвернулись и стали считать "падшей женщиной".  

Идея романа «Анна Каренина» родилась у Толстого  после того, как он в очередной раз перечитал Пушкина. Думаю, это была строчка: «я другому отдана и буду век ему верна!» 

А если не будет верна? А если изменит? Что тогда?

Про «что тогда» и написано в книге «Анна Каренина».  Тема «падшей женщины» и раньше  интересовала писателя, поэтому идея быстро обросла подробностями,  сложились сюжетные линии, сформировались образы и добавились сопутствующие обстоятельства. Первые главы романа написались очень быстро и были напечатаны (в «Русском вестнике»). Толстой был уверен, что закончит роман за две недели. 

Но работа затянулась на целых 4 года. 

Толстой начал писать роман  с вдохновением, но после первых глав вдохновение пропало. Продолжение  создавалось под влиянием настроения. Толстой  то охладевал к работе, то вновь возвращался, ранее написанное зачёркивалось , и сюжетная линия менялась.  Вдохновение посещало Толстого  редко, а настроение менялось чаще, и ему приходилось  принуждать себя вернуться к  рукописи. 

Сын писателя Сергей Николаевич Толстой говорил: «От реалистического романа, каков "Анна Каренина", требуется прежде всего правдивость; поэтому для него материалом послужили не только крупные, но и мелкие факты, взятые из действительной жизни». 

Это понятно, Толстой реалист и ничего в романе не придумывал, потому что само окружение подсказывало ему сюжет. 

Лев Толстой (в письмах) признавался, что не он, а сама Анна пишет этот роман, а он даже не знает, чем всё закончится. При этом Толстой ссылался на Пушкина, который говорил, что его Татьяна Ларина настолько самостоятельна, что «вышла замуж, не поставив при этом автора в известность».

Меня не удивляет то, что «ещё не написанная» героиня диктовала писателю свою волю и руководила процессом создания  романа. Так бывает!  Пойдя против мнения света, Анна Каренина пошла и против авторского замысла. Видимо, поэтому Лев Толстой очень много времени тратил на редактирование романа, например, одна только первая глава подвергалась переделке 10 раз. 

Всем читавшим роман известно, что он начинается с фразы «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», но сначала было не так. 

Исследуя в 1930 году черновики Толстого, литературоведы установили, что изначально роман начинался сценой в салоне княгини Бетси Тверской. И имя для героини Толстой нашёл не сразу, она была то Татьяной, то Наной (сокращённо от Анастасия), а когда за ней укрепилось имя Анна, то пришлось изменить и первоначальное название романа: бывшее залихватское «Молодец баба» изменилось на простое «Анна Каренина». 

В 1868 году в Туле в доме генерала Тулубьева  произошла встреча Льва Толстого со старшей дочерью Пушкина Марией Александровной Гартунг.  Писателя  покорило её обаяние, остроумие, непринуждённость в общении и природная грация.

Родственница Толстого Т. А. Кузминская в своей книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» вспоминала об этой встрече: «Когда представили Льва Николаевича Марии Александровне, он сел за чайный столик подле неё; разговора я их не знаю, но знаю, что она послужила ему типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью, он сам признавал это».

Рисуя в романе образ Анны Карениной, Толстой держал в памяти  встречу дочерью Пушкина и некоторые особенности её внешности  перенёс на свою героиню, например, «колечки тёмных волос, которые были у Анны по всей голове». А ещё наделил её «маленькими изящными ручками», лёгкой походкой, грациозной фигурой и серыми глазами  в обрамлении густых, длинных ресниц. 

"Красота всей ее фигуры, головы, шеи, рук каждый раз, как неожиданностью, поражала Вронского."

Внешность Анны Карениной стало одной частью её образа, другой – послужила реальная Анна Пирогова, покончившая с собой в 1872 году под колёсами поезда. Софья Андреевна Толстая написала тогда в дневнике, что Лев Николаевич был так потрясён этой трагедией, что даже «сам отправился почтить память погибшей женщины». 

Сначала Толстой намеревался закончить роман положительно. Линия сюжета предполагала, что Каренин даст Анне развод, она и Вронский поженятся и будут жить в любви и согласии. 

Две причины заставили Толстого отказаться от такого умильного завершения: во-первых, развод был нереален, так как церковь разводы не разрешала, во-вторых, Анна (по словам Толстого) «сама решила броситься под поезд», а ему осталось лишь литературно-художественно это решение обработать. 

Раньше я не знала, как  отношусь к Анне Карениной. Я не восхищалась ею, но и не порицала. Скорее, я её жалела. На мой взгляд, Анна совершила две ошибки: вторая вытекала из первой. Первая - нельзя выходить замуж без любви. Вторая – нельзя бросать семью ради собственного удовольствия. 

То чувство, что испытывала Анна к Вронскому, нельзя назвать любовью, хотя сам Толстой (и все вслед за ним) говорят о любви. Можно понять причину, по которой Анна вышла замуж: молоденькая, одинокая, под неусыпной опекой тётки, под её же уговоры в пользу Каренина ... как не послушаться!  Она была полна благих намерений (как Татьяна Ларина) повиноваться мужу – господину и повелителю, но ... «любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь ...», что и произошло!

Нет, конечно, Анна не сразу бросилась в объятья Вронского. Замужняя дама, мать, верующая в Бога , положение в обществе ... нельзя! Но Вронский был настойчив, и – случилось то, что случилось. 

Интересно то, что, излагая вышенаписанное, я ловлю себя на мысли, что хочу выразиться об Анне Карениной негативно. Последнее перечтение романа вызвало во мне неприязнь к Анне Карениной, а множественное перечисление Толстым её внешних прелестей и замечательных качеств   характера просто утомило. Толстой словно специально рассыпал Анне комплименты, чтобы в глазах читателя она оказалась жертвой любви  Вронского, неприятия  общества, Каренина и всего света. 

Думаю, что в этом случае Толстой выступал в роли провокатора. Он искусно подводил читателя к последней сцене самоубийства, чтобы растрогать и пожалеть  женщину, падшую в результате своего  огромного, но непонятого  никем чувства. 

Так и видится на её месте Катюша Маслова с её воплем: «Не виноватая  я-я-яяяя, он сам пришёл!»

О романе и каждом его персонаже можно писать бесконечно. Напишу ещё.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Радостно хвастаюсь новым платьем - и ничего, что оно оказалось жутко мнущимся (складки так и прыгают с фотографий!), а сама я какбэ слегка сливаюсь со стеной, зато я учусь таким образом сосредотачиваться на позитивном! К примеру, в этом платье меня ...
Восемьдесят пятый день рождения отмечает Эдвард Станиславович Радзинский. По модной современной тенденции прошлой осенью он завёл Youtube-канал, где по-прежнему делится идеями и мыслями, касающимися интересных моментов истории... А вы подписаны на этот ...
В Белоруссии вечером 15 июня прошли акции, о проведении которых ранее объявлялось пользователями социальных сетей "ВКонтакте" и "Фейсбук". Как сообщают СМИ, участниками акции "Революция через социальные сети" или"молчаливые акции", на главных ...
Как известно, во время Второй мировой войны на вооружении Люфтваффе не было стратегических четырехмоторных бомбардировщиков (за исключением He-177 "Грайф", но это отдельная история). Попытки их создания предпринимались неоднократно, начиная с первой половины 1930-х годов, но ни одну из ...
Вот какого рода должен быть человек, что бы вот так вот парковать свой автомобиль?  при том что вся стоянка свободна, это либо скудоумие,либо тотальное не уважение. ...