Не в коня корм
steissd — 29.12.2013И вот, у неё есть довольно верное наблюдение: несмотря на официальное прославление пролетариев, в СССР дворянскую культуру сделали не только доступной, но и всячески насаждали. И порой у неё прорывается досада на то, что она так и не насадилась: как только убрали С.Г.Лапина с ТВ и худсоветы отовсюду (они, вне всякого сомнения, насаждали также и групповщину, но обвинить Лапина и членов худсоветов в полном отсутствии вкуса и понимания предмета было бы перебором), так из всех щелей полезли шансон и прочие Тимоти (ну и, конечно же, Донцова в изячной словесности, а также сильно любимая литературной переводчицей с гишпанского языка Ольгой Щёлоковой Эльвира Барякина).
А случилось это, по моему глубокому ИМХО, из-за того, что корм был не в коня. Нет, пролетарии не тупее поручиков ржевских и иже с ними. Просто культура дворянства — это культура праздного сословия. До манифеста о вольности дворянства никакой особой дворянской культуры и не было, ибо потенциальные культуроносители и культуртрегеры были заняты делом, служили государю и отечеству. Причуды и эскапады, традицию которых заложил ещё Пётр Великий со своими всепьянейшими соборами, были, а французская булка хрустела неубедительно и вяло. А как только, так сразу: и Жуковский, и Пушкин и прочий золотой век.
Советские граждане, в своём подавляющем большинстве, бездельниками не были. Даже те, выхлоп от которых мог быть измерен только мнимым числом, вроде эмэнэсов из всяких НИИХРЕНА. Даже им надо было изображать какую-то деятельность для начальства, а это порой ещё более утомительно, нежели на самом деле выполнять свои служебные обязанности. И культура праздного сословия прилипала лишь к поверхности, а то и вовсе делался вид, что-де проникся: правила тогдашнего комильфо требовали одобрительно отзываться о высших достижениях культуры, даже если они на данного индивида действовали сугубо снотворно, а те, кто не оказывали им должного видимого пиетета, высмеивались довольно зло и оскорбительно (вспомним хотя бы жванецко-райкинское «В греческом зале», в отношении которого существовал полный консенсус властей и общественности) и приобретали ярлычок потомственного почётного и понечётного быдла — хотя само слово было под негласным запретом, чтобы не дразнить гусей.
И как только людям позволили быть самими собой, так сразу они стали одобрять рублём и на словах то, что им на самом деле нравилось — то, что нужно замотанному работой и бытом человеку, чтобы просто отдохнуть, а не грузить свою психику всеми горестями мира посю- и потустороннего — в диапазоне от «Массового лая» в конце 80-х до неких Стаса Михайлова и Ваенги, которые, судя по ЖЖ, в данный момент являются эталоном дурного вкуса. Ну, и туда же и Донцова с «Камеди клабом» и «Домом-2» в придачу.
|
</> |