не убираю под религиозный замок

потому что книга которую перечитываю и переживаю - из ЖЗЛ серии, про чудеса и святость там ни слова
антураж эпохи детальный, отрывки из документов и перечисление поступков без особого акцента на религиозном.
В свое время книга стала для меня откровением в истории недавней.
Мы ж многого не знали. Лана тут в ЖЖ недавно спросила кому что рассказывали в школе про расстрел царской семьи и мое поколение вспомнило, что этот вопрос заминали, обходили, мы знали про арест, но про расстрел узнали после перестройки. И даже вопросом не задавались, что с ними случилось. Я опросила знакомых любопытства ради, что они помнят. На 10 лет моложе сказал, что у них кто-то полюбопытствовал и им сообщили, что вынуждены были расстрелять...
Про Патриарха. Веселый, говорливый и при этом кроткий застенчивый деревенский мальчик выбрал монашеский путь.
Его ставят такого молодого на, грубо говоря, административные должности. Всю жизнь он слишком молод для того, что исполняет, он вечно стесняется и оправдывается.
По светским меркам у него характер НЕ администратора. Он очень добрый и очень любит людей. Но как администратор он, опять же грубо говоря, преуспевает, как ни парадоксально это. Потому что люди отвечают ему на любовь любовью. Я по опыту знаю - добрых людей бывает, но вот чтоб ответить мне им любовью - это должна быть какая-то безграничная к тебе любовь, без поправок и оглядок. Если говорить религиозными словами - любят в ответ тех, через которых светится Любовь Бога.
Как только у него получается наладить что-то, его тут же перекидывают на другой участок работы. Не дают пожинать плоды. Любой администратор хотя бы поворчал. Со стороны ощущение, что плодами пользоваться ставят кого-то из "своих" (все люди, все человеки). В книге про это нет. Это уже мои "опытные" размышлизмы. В его письмах нет ни слова огорчения или ворчания. Огорчение при прощании только, что прощается.
Так он попадает налаживать православную жизнь Америки.
Молодой, но большая уже шишка административная, (вообще-то архиерей, Владыка) он не гнушается посетить ВСЕ действующие приходы церковные, в том числе и заброшенные нищие на Аляске, где совсем не русское а коренное обращенное население. Это целые приключения в духе Фенимора Купера. Будущий патриарх осознал насколько разные приходы и насколько в разном они нуждаются и какую территорию они охватывают громадную (он ее исколесил и исходил).
Эмиграция как она есть. Разношерстная. И язык не у всех общий. И религиозные традиции. Греки или сербы, скажем, тогда не имели своих в америке цервкей и тоже прибились к русской.
Под его руководством переводят текст служб на английский. Он добивается для американской православной церкви автономии от российской. (автокефалии, большей свободы). Как бы это сказать. Это очень смело. Но очень правильно, главное было, чтоб люди не утеряли свою религию. Он реально вник в потребности разношерстного сообщества православного. Сам он служит на 3 языках, видимо сильно зависит от прихода. Организует школы, приюты, богадельни, монастырь, семинарию, строит церкви. Добивается пожертвования от царя на эту далекую часть православной церкви, где не все русские по национальности, и которая, понятно, заживет самостоятельной жизнью.
И хотя он не был эмигрантом в полном смысле этого слова, он тоже хлебнул стандартного эмигрантского горя - далеко в России у него умирает мама. Одна среди чужих людей, так как вся родня, кроме вот этого сына, у нее уже умерла... Он вернется уже к ее могиле.
(Это все ИМХО, это мое прочтение с опусканием религиозных размышлений)
|
</> |