Не только Холмс и Пуаро. 15 литературных сыщиков, о которых вы могли не знать
bookmatejournal — 10.01.2022Многосерийное чтение: от тихого убийства в деревушке до кровавых загадок в духе фильма «Пила»
Все мы знаем легендарных сыщиков, детективов и просто любителей разгадывать запутанные злодеяния: мисс Марпл, комиссар Мегрэ, Ниро Вульф, отец Браун, Эркюль Пуаро и, конечно, Шерлок Холмс. Но есть же и другие, не менее проницательные герои, которые из книги в книгу раскрывают кошмарные преступления. Познакомьтесь!
Первый в истории литературный сыщик Огюст Дюпен
Про детектива Огюста Дюпена существует всего лишь три рассказа: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо», но нельзя их не упомянуть, потому что это первый «серийный» сыщик в мире литературы. Более того, это вообще первое детективное произведение: можно сказать, Эдгар Аллан По придумал жанр с нуля. Огюст Дюпен быстро раскрывает детективные загадки, используя логический метод, который потом ловко использует конан-дойловский Шерлок Холмс. Он не бегает по улицам, не стреляет, не сражается, не опрашивает десятки ложных свидетелей, а лишь шевелит мозгами и с помощью дедукции и гипотез верно разрешает любой сложный вопрос. Сюжеты при этом настолько причудливые, что предсказать содержание без спойлеров никак не удастся; например, в одном из рассказов убийцей оказывается даже не человек.
Начальник Петербургской сыскной полиции Иван Путилин
У трилогии Леонида Юзефовича сама история издания весьма непростая. Первая книга серии была написана еще в начале 1980-х и называлась «Ситуация на Балканах». Нельзя сказать, что роман прошел совсем незамеченным, по нему даже сняли фильм «Сыщик петербургской полиции» (1991) — но славу автору эта книга не принесла. Вторая попытка — 1994 год, новая редакция и другое название — «Триумф Венеры». Полная тишина. И только третье издание с очередным обновлением и под новым названием «Костюм Арлекина» стало популярным. А последняя книга серии и вовсе получила «Нацбест» в 2001 году.
Иван Дмитриевич Путилин (1830–1893) — реальное историческое лицо, так что и герой, и сюжет вымышлены лишь отчасти. В свое время Иван Путилин был легендарным сыщиком, он раскрыл сотни преступлений и оставил книгу мемуаров, состоящую из рассказов о своих похождениях. А писатель XIX века Роман Добрый на основе этих мемуаров написал еще несколько десятков детективных историй о «русском Шерлоке Холмсе».
Грабитель и детектив Арсен Люпен
Французский автор Морис Леблан (1864–1941) написал про Арсена Люпена десятки рассказов, новелл и романов. Люпен — обаятельный пройдоха, который меняет не только внешность, но и детали своего прошлого: фанаты даже выдвигали разные версии о месте и дате его рождения. Сначала может показаться, что это настоящий супергерой: образованный, физически развитый, владеет боевыми искусствами, знает древние языки и точные науки. При этом Люпен занимается грабежами, а попутно зарабатывает тем, что распутывает различные сложные случаи, связанные с убийствами.
Частный детектив из Лос-Анджелеса Филип Марлоу
Саркастичный и беспринципный Марлоу может легко напоить подозреваемого, чтобы выведать у него секреты. Без труда противостоит чарам роковых красавиц. Презирает коррумпированное общество. И никогда не отказывается от стаканчика виски или бренди. Романы Рэймонда Чандлера экранизировали множество раз, начиная еще с 1940-х, и частный сыщик Марлоу стал одним из самых известных образов нуарного детектива.
Сотрудник убойного отдела Мартин Бек
Супруги Пер Валё и Май Шеваль написали десять книг про Мартина Бека. Его основной способ ведения дела — командная работа, так что главными героями здесь можно считать весь отдел по расследованию убийств в Стокгольме. У декалогии про Бека глубокий социальный подтекст, потому что он сам — выходец из бедных слоев; а главной причиной появления преступников считает гнусное капиталистическое общество, которое пробуждает в людях худшие качества. Добротный шведский реализм, где после трудной работы следователь возвращается домой, читает книги про корабли и ухаживает за престарелой матерью.
Действительный статский советник Алексей Лыков
Николай Свечин выпускает три, реже два ретродетектива в год про Алексея Лыкова, который с самых низов нижегородской полиции к 30-й книге дослужился до дворянского титула. Автор сам заспойлерил завершение серии, утверждая, что Гражданская война перемелет Лыкова в пыль. Но несколько новых книг до этого времени еще появится. Свечин ездит по архивам разных городов и собирает информацию, чтобы его романы были максимально точными. Если в книге есть кабак, притон или расстрелянный рабочий (а их там полным-полно), то почти всегда это реальное название или имя. Однажды Свечин даже сам распутал настоящее дело во время написания книги, когда добрался до закрытых архивов. Писатель предположил, почему именно могли происходить кражи и убийства на железной дороге, а документы подтвердили, что все так и было.
Горбатый юрист-детектив из XVI века Мэтью Шардлейк
Горбатый юрист расследует дела в Англии времен Тюдоров, а реальные исторические персонажи вокруг отдают ему приказы. Все расследования тесно связаны с эпохой: мы узнаем про политику того времени, гонения на ведьм, положение женщин и многое другое. За эту историчность серия романов про Мэтью Шардлейка и стала невероятно популярной. При этом, несмотря на то, что главный герой — юрист, детектив не превращается в список бюрократических процедур.
Бывший майор военной полиции Джек Ричер
Всего о Ричере написано 45 произведений: 26 романов и 19 рассказов. Большинство романов основано на том, что бывший военный полицейский Джек Ричер оказывается не в то время не в том месте и вынужден проводить расследование. Собственно, в первом романе его самого арестовывают по подозрению в убийстве. На Западе такие детективы называют hard-boiled fiction; русский аналог «крутой детектив» не совсем точен, хотя Джек Ричер неплохо подходит к этому определению. У него нет выдающихся способностей, которые делали бы его похожим на гения, но он крепок, цепок и логичен. Этого всегда хватает, чтобы раскрыть самое запутанное дело, а заодно пробежаться и набить кому-нибудь морду.