Не та обитель...

топ 100 блогов grigvas18.04.2024 Не та обитель... 78535789

По пашне медленно идет толпа суровых мужиков. Они топчут посеянный крестьянами хлеб и не гнушаются насилия. Они бьют работяг, отбирают у женщин одежду, стреляют из пищалей в воздух – похваляются своей силой. Бандиты смеются, говорят, сейчас и до монастыря дойдем – сожжём его и разграбим. Так безымянная пустошь в Белозерском уезде становится жертвой разбойничьей разборки.

Однако на этом поле столкнулись интересы не мафиозных кланов и не ОПГ. Грабители не были ушкуйниками или дезертирами из дворянской дружины. Вёл толпу монах Новинского монастыря Порфирий. А «братия» его – служилый монастырский люд, вышедший пограбить угодья соперника.

Порфирий допустил лишь одну ошибку – он выбрал не ту обитель для набега. Шутить с Кирилло-Белозерским монастырем и его старцами пытались многие. Кара была мгновенной. На Новинскую вотчину была отправлена почти сотня стрельцов в сопровождении обиженных крестьян. Все при оружии - «с луки, и с пищали, и з бердыши». Они напали на новинских людей, возвращавшихся с полевых работ. Выжили в ту ночь немногие. «Тех крестьян и жен и детей» секли бердышами, били «до умертвия» булавами и чеканами, а мертвых сбрасывали в мутное течение Максы.


Кирилло-Белозерский монастырь был основан на берегу Сиверского озера преподобным Кириллом в 1397 году. Роль этой обители в истории русского монашества и духовной жизни России сопоставима с заслугами Троице-Сергиевой лавры или Соловецкого монастыря. Великолепные иконы, выдающиеся литературные памятники и обширная библиотека, собиравшаяся по крупицам кирилловскими игуменами – всё это богатство монастырь мог себе позволить, будучи одним из крупнейших земельных собственников Русской земли. Каждый винтик этой «корпорации», будь то священноинок или иконописец, переписчик или зодчий, келарь или старец-управитель, действовал как по инструкции. Все были заняты устроением монастырского хозяйства, расширением его связей и укреплением его влияния.

К XVII веку, благодаря накоплению богатств, умелым земельным вкладам, покупкам, обменам, подкупу и прямому покровительству князей и царей, монастырь имел под своим крылом более 16 000 десятин (17 500 га) пашенной земли и 5000 крестьянских дворов. Его основные владения сосредоточились в Белозерском, Вологодском и Пошехонском уездах. А отдельные подворья и промыслы раскинулись от Белого моря до Дикого поля, занимая наиболее выгодные для существования города: Тверь, Вологду, Нижний Новгород, Великий Устюг, Холмогоры, Москву.

Успехи Кирилло-Белозерской обители привлекали внимание соседей. А её чрезмерные амбиции приводили к частым конфликтам с черносошными крестьянами, помещиками, посадскими людьми и другими монастырями.

Слава «Кириллового устроения» бежала впереди него. Так в 1615 году люди из посада Неноксы били челом государю с просьбой не отдавать их во владение кирилловцам. Посадские писали, что «жити нам невозможно, и с отчин своих быти нам изгоненным», просили не допустить «насильства» со стороны монастырских властей. После кратковременного пребывания посада в составе обители, жители смогли вернуть свою свободу, но и тут всё было не слава Богу. Кирилловский монастырь, не желая терять прибыльные солевые промыслы, просто отгородил часть посадских земель и не пропускал туда ненокшан, отгоняя недовольных пищалями и бердышами.

Земельные конфликты — уже не с посадским людом, а с помещиками — возникали и в процессе освоения новых земель на более плодород¬ном юге. Когда Кириллов монастырь получил пожалование в Шацком уезде (совр. Тамбовская обл.), двое помещиков не согласились с размерами дарованных монастырю земель. В один из воскресных дней Макар Яковлев и Иван Дураков напали со своими людьми на недавно основанное кирилловское село, вынесли «денежную казну» и пожгли крестьянские дворы. Помещиков можно было понять – владения обители в шесть раз превышали лимит на монастырские пожалования. Однако подобные действия вызвали недовольство Москвы, и Алексей Михайлович лично поручил разобраться с обидчиками. Кстати, их не казнили, и не сослали в Сибирь – всего лишь побили кнутом за «воровской приезд и смертные убийства».

Хроника противостояний Кирилло-Белозерского монастыря с соперниками и правда напоминает борьбу городских банд. Рэкет, поджог, угрозы – в ход шли все возможные способы переманить наиболее прибыльные точки на свою сторону. И практика показывала, что «крыша» Кириллова монастыря была понадежнее прочих. Особенно кровавыми были столкновения с Ферапонтовой и Антониево-Сийской обителями. Вотчинники регулярно насылали друг на друга вооруженных слуг, грабили дворы, забирали лошадей, жгли избы и даже угоняли крестьян в полон. Христианская благодетель и желание подставить другую щеку исчезали, когда наступала необходимость проучить обидчиков или самим нанести удар по излишне зарвавшемуся соседу.

Не менее суровый характер принимали взаимоотношения кирилловской администрации и подвластных ей крепостных крестьян. В 1668 г. старец Самойло Онежанин собирал деньгу с вотчинного села Сизмы, но слегка перестарался. Благодаря его усилиям, «многие крестьяне лежали недели по две и по три», а один из несогласных с такими порядками – Ивашко Прокофьев – был попросту забит до смерти кнутом. И такие эпизоды не были единичными.

В 1686 году крестьяне села Куликово жаловались на кирилловского старца Корнилия. Работяги чем-то провинились перед монастырским управленцем и тот загнал их «подумать над своим поведением» в болото. Простояв по пояс в воде до самой ночи, крестьяне вышли бить челом старцу, чтобы тот сжалился и отпустил их домой. Однако Корнилий загнал их обратно в воду и повелел ночевать прямо в реке. При этом сам старец «приехал в телеге с шубами» и чувствовал себя в высшей степени комфортно.

В другой монастырской вотчине, в селе Рукина Слободка, в крестьянских челобитных фигурирует уже другой старец – Филарет Левшин. Он приехал в Слободку собирать хлеб, однако, кто бы мог подумать, тоже слегка перегнул палку. Перегнул он ее о спины послушных крестьян, которым ничего не оставалось, кроме как жаловаться в монастырь и государю. Иронично, что правёж (взыскание долга с помощью насилия), во время которого крестьяне часто забивались насмерть, именовался в вотчинных документах «монастырским смирением».

С кем бы ни враждовал монастырь – с соседними обителями, с помещиками или даже с местными властями, страдали всё равно крестьяне. Напрасно власть имущие упрекали монастырь в нарушении миролюбия и иноческих благодетелей. Ни Иван IV, ни Алексей Михайлович, ни патриарх Никон так и не смогли напрямую подействовать на аппетиты кирилловских старцев и их методы «эффективного управления». А государственная политика по расширению числа помещиков за счет монастырских земель смогла лишь замедлить прирост богатства. В 1722 году Петр I проезжал через монастырь, владевший территориями в 16 уездах страны и имевший в собственности 21 000 крестьян. Лишь с появлением у России балтийских портов и новых торгово-ремесленных центров, экономическое значение и благополучие Кирилло-Белозерского монастыря начало падать. А окончательно его могущество было подорвано уже в правление Екатерины II.
#Агафонов@catx2
#Заметка@catx2

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Привет, друзья искусства! Владимир Ильич когда-то сказал, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». А я считаю, что создание постеров для фильмов – это отдельный вид искусства. Правда, в последнее время, этот жанр переживает кризис. И создаётся впечатление, что ...
Я искренне далек от желания показать этой цитатой козу нашим уважаемым ...
Все вы прекрасно знаете, что я планировала в этом месяце обустроить свою спальню. Вот здесь я расписала всю мебель и цены к ним. Осталось только дождаться зарплаты и ехать покупать всё необходимое. С мужем мы советовались, обговаривали вопросы, все было круто. А недавно он приходит с ...
Любителям восхищаться мудростью Бесогона для ознакомления. «Ведь что такое было крепостное право? Крепостное право — это патриотизм, закрепленный на бумаге. Человек был связан со своей землей-матушкой не только чувством долга, но и документально. Крепостное право — это мудрость народ ...
Будучи в детстве крещеным, я принял Ислам, когда мне было 19 . То есть это был осознанный выбор, ему предшествовало два года увлечения этой религией, изучения ее, сравнения. Прямо скажу, что сейчас концы всех этих ниточек уже и не отыщешь - у меня нет какой-то красивой истории, как ...