не рассудок, так бес: "Преступление и наказание", реж. Владимир Мирзоев
users-arlekin- — 06.11.2024
"Для русских даже смерть не является уважительной
причиной..." Не первый за новейшее время сериал по
"Преступлению и наказанию", но с предсказуемо транспонированной в
условную "современность" фабулой и также словно по инерции
(вспомнить, что аналогичным методом Павел Лунгин и Юрий Арабов
конструировали драматургию сериала "Дело о мертвых душах", замешав
на сюжете о Чичикове весь "гоголь-моголь" сразу) на ходу
прирастающей мотивами - а с ними и целыми кусками текстов - других,
помимо "титульного", сочинений Достоевского, начиная с
"близлежащих" позднейших романов, заканчивая ранним
"Двойником", фразочками из "Записок из подполья" впроброс и т.п.
Как водится, и эта история не обошлась без черта - сериальный
формат допускает, что к концу "первого сезона" (а учитывая
специфику композиции, нельзя исключать второго! помешать ему могут
не завершенность истории, но скорее уж факторы внешнего,
социального, политического, а может и просто
финансово-экономического порядка) заданная изначально концепция
сменится на противоположную или вовсе какую-нибудь параллельную; но
пока что Раскольникова (Ивана Янковского) всюду преследует Черт -
ну или, как он именуется официально в выходных данных - Тень,
взявшая себе физическое обличье престарелого и, надо признать,
типично "питерского" алкаша (Борис Хвошнянский); да не просто ведет
с ним диалоги, помогая красть продукты в супермаркете, пируя на
набережных Невы и по ней же катая на весельной лодке - частично по
тексту соответствующих бесед Ивана Карамазова... - но и буквально
топор Родион Романычу в руки вкладывает. Он же терзает и
Свидригайлова в его западносибирском (!) поместье близ Томска -
ландшафтному дизайну которого и Людовик Четырнадцатый позавидовал
бы... хотя интерьер бывшего ДК Электрозавода слишком намозолил
глаза (там еще премьера "Ассы" проходила, ага!) - семьянина и отца
троих детей (Аглаи, Аделаиды и... Арсения), успевшего соблазнить и
погубить уже горничную Мари, найденную мертвой в бассейне
усадебного дома, и вовсю небезуспешно приступающего к гувернантке
Дуне (Любовь Аксенова), на которую и супруга его, Марфа Петровна
(Юлия Снигирь), чуть ли не виды имела, тем же Чертом искушаемая по
репликам задушевных бесед Катерины Ивановны с Грушенькой, и в
каждой из них Настасья Филипповна недвусмысленно
просвечивает.
Коль скоро за последние годы я насобачился распутывать
достоевские "крестословицы" позатейливее и посодержательнее тех,
что способен предложить Мирзоев с соавторами; а первоисточник
свеж на памяти (магистранты Богомолова готовят режиссерские эскизы
по "Преступлению..." - ну и я решил перечитать); и проводя немало
времени в СПб, еще и заметить попутно топографические,
логистические несообразности блужданий героя по городу (понятно,
что сериальная картинка "заточена" не на "достоверность"
топографии, а на эффектный и приятный глазу, в лучшем случае
отчасти метафорический "лук"), комплекс этих трудоемких упражнений
мне уже к началу второй серии надоел, хотя за первую успели на
скорую руку "освоить", "привить" к сюжетному стволу
"Преступления..." и "Братьев Карамазовых", и "Идиота" (при желании
можно найти параллели и с "Подростком" - но боюсь, так далеко
сценаристы сами мысленно не заходили); намекнули, что Черт,
кроме прочего, сподобился воплотиться в Голядкина и явиться ему
двойником, тут вообще момент факультативный, авторам понадобившийся
больше для роста в собственных глазах, чем с расчетом на понимание
аудитории. Черт - ход как будто и беспроигрышный, и по-своему
адекватный материалу, но тривиальный на самом деле; все на Черта
списать, пусть "теневого", химерического, аллегорического (он и у
Достоевского на грани балансирует) - чересчур легко. Тем
временем медийные и гламурные лица актеров, в меру обезображенные
(или, у дам, еще более "усовершенствованные") гримерами, наращивают
интернет-платформе количество просмотров - чего ж еще желать?
Те исполнители, кому фактура позволяет, заодно с лицами и
"телом торгуют" (в чем Иван Янковский, играя Раскольникова,
преуспевает едва ли не больше Сони Мармеладовой, доставшейся Алене
Михайловой...).
При этом "достоевские" в анамнезе герои - и так-то народец
болезненный - у Мирзоева поголовно "хичкоковские" психопаты вплоть
до Прасковьи, квартирной хозяйки Раскольникова, одинаково хищно
поглядывающей что на Родион Романыча, что на Разумихина (Мария
Смольникова, обращается к персонажу Тихону Жизневского "грибным"
монологом из крымовского "Русского блюза"!), что на
безымянного курьера, доставляющего обновку — тайком
наряжая в нее старую куклу-"мумию" утонувшей в 13 лет дочки
Аграфенушки... А уж Лужин (Никита Тарасов) так и вовсе тайный
маньяк и закомплексованный садомазохист. Внутренняя хронология
событий непосредственно "Преступления и наказания" здесь до того
смещена и перепутана, что буквально черт ногу сломит, если всерьез
начать разбираться, что за чем следует и из чего вытекает.
Визионерские изыски выдают в Мирзоеве не просто одного поколения,
но и одного розлива умельца с Юрием Грымовым, Романом Прыгуновым и
подобными мастерами определенного сорта, чья скоротечная
востребованность пришлась на 90-е: призрак Ленина бродит по
квартирам, вдохновляя бедных студентов на вывод "интеллигенция
- говно нации"; метафорическая (впрочем, наглядная вполне)
лошадь скачет по дворам-колодцам, понукаемая Раскольниковым, однако
Мармеладов попадает все-таки под автомобиль с бабой за рулем;
прохожие в подземном переходе застывают, чтоб Мармеладов успел
прокричать на бегу сакраментальное "а пожалеет нас
тот, кто всех пожалел"; мещане-торговцы, из уличного разговора
которых с Лизаветой заключил Раскольников, что Алена Ивановна одна
будет в квартире и он сможет осуществить задуманное, обратились
вдруг зеваками-карликами в толпе над умирающим Мармеладовым по
причине науке (равно литературоведению и зоологии) неведомой, зато
лишнюю броскую деталь прибавили изобразительному ряду (и какой же
Достоевский без карликов?..); пляж и море, пластические этюды ню в
фильтрованной подсветке и тому подобные изыски прилагаются. Не
говорю про какие-то мелкие, но потому совсем уж откровенные
глупости вроде того, как романе у Достоевского к "жениху" в
Петербург сестра и мать Раскольникова следуют за свой счет, Лужин
берется только сундук их перевезти, а Лужин в сериале Дуне и
Пульхерии Ивановне покупает "экономический" железнодорожный билет в
плацкартный вагон, а сам по прилете из Томска самолетом же и до
Питера отправляется - Раскольников попрекает его жлобством несмотря
на то (и сознательное ли тут искажение реалий, элементарная
небрежность или сценаристы в самом деле незнакомы с настоящими
расценками на транспорте), что авиабилеты из Москвы в Петербург
сейчас значительно доступнее, чем даже самые дешевые поезда.
Под этим углом зрения банковская реклама на православном
телеканале "Культура", где к радости жизнелюбивой
бабульки-процентщицы обвенчавшиеся Раскольников и Соня получают
льготную ипотеку, и то безобидно-забавнее будет. Но положа руку на
сердце, подвизающийся на "велодоставке" Ракольников - единственное,
что меня всерьез покоробило, ну вот совсем мимо кассы подробность
(да и каламбур с "Достаевским" отработан Шерешевским в приютском
"Идиоте") - а остальное... в стандартизированной расфасовке продукт
для комфортного и конформного досуга того самого пресловутого
"говна нации", типа чтения вместо сказки на ночь, каким
старая московская интеллигентка Глафира Радиковна
Глумова-Хачиева утешала маленького Егорушку, и послушав, как
Раскольников старушку убивает, тот сразу успокаивался... Ну со
старушкой к концу третьей из первых четырех серий худо-бедно
разобрались, а следующие через месяц только обещаны.
