Не пойти ли мне в католики?

Поэтому не раз мне приходилось защищать католическую жизнь от фейков и черных легенд. Что дало повод некоторым читателям предполагать -не собрался ли я сам перейти в католичество.
Таковым отвечаю: нет. И причина этого очень выпукло явлена в недавно цитированной мною энциклике папы Пия XII "Humani Generis" (1950 год). Вот как в этом документе описываются обязанности католиков перед лицом проповедующего Римского Папы (= "Учительство Церкви"):
"К несчастью, любители новизны легко переходят от презрения к схоластическому богословию, к невниманию и даже презрению по отношению к Учительству Церкви, авторитет которого столь твердо опирается на это богословие. Это Учительство должно быть для каждого богослова в вопросах веры и нравственности непосредственным и всеобщим правилом для определения истины, ибо Христос, Господь наш, доверил ему все наследие веры - Священное Писание и Предание - чтобы хранить их, защищать и истолковывать, и долг верных всегда заключается в том, чтобы избегать таким образом ошибок, близких к ереси, и, следовательно, "обращать внимание даже на конституции и декреты, которыми Святейший Престол предписывает и запрещает такие вредные мнения" (Кодекс канонического права 1917 г., кан. 1324; ср.: Первый Ватиканский Собор, DB, 1820, Конституция "De Fide catholica", гл. 4, "De Fide et ratione", после канонов).
То, что говорится в энцикликах Верховных Понтификов о характере и структуре Церкви, некоторыми сознательно и постоянно игнорируется ради отстаивания неких смутных концепций, которые, как они говорят, заимствованы у древних Отцов, а именно у греков. Папы, в конце концов, говорят они, не могут высказываться по вопросам, представляющим собой тему дискуссий между богословами; вот почему нужно вернуться к ранним источникам и недавние конституции и декреты Учащей Церкви объяснить из писаний древних.
Возможно, это хорошо сказано, но не безошибочно. История учит, что многие вопросы, оставленные вначале для свободной дискуссии, не являются больше предметом дискуссии.
Нельзя и считать, что предложенное в энцикликах само по себе не требует согласия, из-за того, что Папы в этих документах не осуществляют высшей власти своего учительского служения. К тому, чему учит обычное Учительство, применимы слова: "Слушающий вас Меня слушает", и, чаще всего, то, что представлено в энцикликах, уже есть в другом месте католического учения. Но если Верховные Понтифики выносят в своих документах ясное суждение по вопросу, который стал уже предметом споров, то всем понятно, что, по мысли и воле Понтификов, он не является больше вопросом для свободного обсуждения среди богословов.
Роль богословов - указывать, каким образом истины, которым учит живое Учительство, находятся "выраженными явно или неявно в Писаниях и Предании" (Пий IX, "Inter gravissimas", 28 октября 1870 г., Acta Pii IX, т. I, стр. 260).
Ибо наряду с источниками позитивного богословия Бог дал Своей Церкви живое Учительство, чтобы прояснять и выявлять то, что в залоге веры заключено лишь неявным образом и, так сказать, имплицитно. Подлинное толкование этого залога наш Божественный Спаситель доверил не каждому верному, ни даже самим богословам, а только одному Учительству Церкви. Посему и Пий IX, наш приснопоминаемый предшественник, уча, что благородная роль богословия - в том, чтобы показывать, каким образом учение, определенное Церковью, содержится в этих источниках, добавил, не без существенного основания, такие слова: "в том смысле, в каком это определила Церковь".
Пусть преподаватели церковных учебных заведений помнят, что не могут с чистой совестью исполнять вверенное им учительское служение, если в наставлении своих студентов не станут добросовестно принимать и строго соблюдать нормы, которые Мы установили. То должное почтение и подчинение, которое они в непрестанном своем труде должны являть Учительству Церкви, пусть насаждают они также и в умах и сердцах своих учеников".
***
Итак, задача богословов - подгонять цитаты под декларации Учителя. При этом искать ответы на свои вопросы они должны не у истоков христианства ("у греков"), а в речах того же начальствующего над ними Учителя. Если же будут замечены расхождения - держать равнение в строю и громко чеканить шаг...
Встречая такие утверждения Пап про самих себя, я всегда радовался тому, что нахожусь вдали от них. Но с недавних пор и у нас началось приучение церковного сознания к тому, что воля Божия открывает себя чрез уста верховного пастыря.
Так что останусь я все же в родной Московской патриархии. Хотя бы для того, чтобы послужить песочком, подсыпанным в колеса торжествующей колесницы, мчащейся к своему мнимому триумфу, а на самом деле - к превращению себя в карикатурную провинциально-московскую реплику римского папизма.
Мне кажется, нынешние обстоятельства даны Русской Церкви Промыслом Божиим для проверки ее резистентности и толерантности. Хорошо в умных академических диссертациях подмечать - как в далеких веках и странах копились формулы комплиментов и запредельной лояльности, отлившиеся потом в чугун ватиканского догмата. А когда у самих от портянок потянуло знакомым запахом? Назовем благоуханием?
|
</> |