не поняв этого скандала, не пройдя до конца через этот скандал, нельзя многое
cheralpa — 31.08.2023"До Стравинского музыка ни разу не смогла придать совершенную форму варварским ритуалам. Их не умели представить себе в музыке. Это означает: не умели представить себе красоту варварства. Без своей красоты это варварство осталось бы непонятным. (Я подчеркиваю: чтобы досконально познать тот или иной феномен, нужно понять его красоту — истинную или потенциальную.) Утверждать, что кровавый ритуал обладает красотой, — это скандал — немыслимый, недопустимый. Между тем, не поняв этого скандала, не пройдя до конца через этот скандал, нельзя многое понять о человеке. Стравинский придает варварскому ритуалу звучную, убедительную музыкальную форму, но она не лжет: послушаем последнюю часть Весны, танец — жертвоприношение: ужас не скрыт. Он здесь. Едва показан? Не развенчан? Но если бы он был развенчан, иначе говоря, лишен своей красоты, показан в своем уродстве, это было бы обманом, упрощением, «пропагандой». Убийство девушки столь отвратительно именно потому, что оно прекрасно.
Точно так же как он рисует портрет мессы, рисует портрет ярмарки
(Петрушка), здесь
Стравинский рисует экстаз варварства. Это тем более
интересно, поскольку он постоянно и определенно объявлял себя
сторонником аполлонического принципа, противоположного
дионисийскому: Весна
священная (и в частности, ее ритуальные танцы) — это
аполлоническое изображение дионисийского экстаза: в этом портрете
слагаемые экстаза (агрессивное отбивание ритма, несколько очень
коротких мелодических мотивов, многократно повторяемых, но так и
оставшихся неразвитыми и напоминающих крики) превращены в великое
изысканное искусство (например, темп, несмотря на его
агрессивность, настолько усложняется в быстром чередовании тактов
различного размера, что создается искусственный, ирреальный,
абсолютно стилизованный ритм); однако аполлоническая красота этого
портрета варварства не затеняет ужас; это показывает нам, что в
самой глубине экстаза скрыты лишь жесткость ритма, суровые звуки
ударных, крайняя бесчувственность, смерть". (выделения
мои)
М. Кундера. Нарушенные завещания. Скандальная красота
зла
|
</> |