Не ожидала. Приятно удивлена:))
kolobok1973 — 23.03.2011 Теги: КаддафиВсегда терпеть не могла Лёшу Мельникова - зама Явлинского по фракции "Яблоко". При том, что к яблочникам у меня отношение очень дифференцированное - от тёплой симпатии до резкого неприятия - Мельников всегда входил во вторую категорию. Мы с ним и в Думе голосовали всегда по-разному, и думали, и действовали по-разному. Тем более меня очень удивила его сегодняшняя позиция по Ливии - просто под каждым словом хочется подписаться. Интересно, что за медведь сдох в лесу?... Не ожидала и приятно удивлена.
Алексей Мельников
Лишь бы выстоял Каддафи
Российское руководство, как известно, запретило въезд в страну Каддафи и его приближённым. Ещё ранее источник в администрации исполняющего обязанности российского президента назвал Каддафи «политическим трупом».
Поскольку первые «крылья свободы» в ливийском небе принадлежали «Франции милой», а «труп» по-французски будет cadavre, то я называю российских предсказателей политической смерти Каддафи кадафферами. Скрестив суетливо-воинственную поспешность Президента Саркози, озабоченного, по-видимому, желанием поднять с помощью военной операции свой рейтинг и кладбищенскую лексику кремлёвского анонима.
Между тем, Каддафи показывает высокий политический класс. Не стоит обращать внимание на некоторые его заявления. Загляните за кулисы. Там холодный расчёт в борьбе за власть. Пусть и в очень сложной для Каддафи ситуации. По сути, дело ведётся крепкими руками и не лишено шансов на сохранение власти.
Хорошо действует, прежде всего, пропагандистская машина, ориентированная на Запад. Убеждает это кого-то или нет, но последовательная линия, записывающая противников Каддафи в число Аль Каеды правильна. Не менее правильно то, что говорит один из сыновей Каддафи, предрекая последующую борьбу кланов в Ливии за нефть, которая придёт на смену крепкой центральной власти. Это, пожалуй, максимум того, что можно сделать с точки зрения пропаганды. Не считая, разумеется, сообщений о том, что ракеты и бомбы коалиции убили какое-то число мирных жителей.
А объявление о прекращении огня после резолюции Совбеза ООН вообще говорит о высокой степени адекватности Каддафи. К тому же, этим он обыграл страны НАТО, поставив перед фактом – не вмешиваться или же стать откровенными агрессорами. Страны НАТО выбрали последнее и лишний раз показали миру, что не обладают причинами идеального порядка для мирового лидерства. Это же опасная мораль – кто сильнее, тот и прав.
Нельзя отрицать и того, что Каддафи сумел выстоять в тяжёлый начальный период кризиса, когда инициатива была в руках восставших. Постепенно она была им перехвачена и сделана правильная ставка на военное подавление оппозиции. Перспективы противостояния вооружённой оппозиции и объединённых единым командованием воинских частей предсказуемо оказались невесёлыми для первых. В особенности, учитывая превосходство вторых в вооружении.
Неплоха и дипломатическая игра, рассчитанная на то, чтобы отколоть Китай и Россию от западных стран. Последние, конечно, и так в силу инерции и существующей расстановки сил в мировой политике не склонны были идти с западными странами нога в ногу, но ливийская дипломатия, не обращая внимания на глупые кремлёвские заявления, гибко эту расстановку сил подчеркнула. Больше здесь ничего и нельзя было сделать.
Наконец, Каддафи хорошо, по-видимому, понимает, слабое место западной коалиции. Вся ставка там сделана на уничтожение ливийских ПВО в надежде на то, что повстанцы смогут перехватить военную инициативу. Но, похоже, довольно быстро, ещё на стадии планирования операции вторжения, стало понятно, что это не поможет. Поэтому удары по танкам Каддафи лучше всего говорят о том, насколько высоко оценивают военные НАТО потенциал оппозиции. Главное, что без наземной операции стран НАТО, дело свержения Каддафи, похоже, идёт к тупику.
Если же Каддафи, совершенно правильно стремящийся раздавить повстанцев военной силой, используя превосходство в танках, артиллерии и организации, добьётся успеха, захватив основные центры восстания, то страны НАТО станут перед плохой альтернативой – начинать наземную операцию или договариваться с Каддафи. Где-нибудь в 2001 году, до Ирака и Афганистана колебаний бы не было. Но сейчас иное время. Недаром некоторые западные политики старательно говорят о том, что кроме контроля воздушного пространства ничего не планируется. Раз так, то у Каддафи есть шанс.
С той, правда, поправкой, что угроза существования ядерного Ирана помноженная на желание контроля над ливийскими нефтью и газом, могут подтолкнуть к тому, чтобы раздавить Каддафи с помощью наземной операции. Показав Ирану, что лучше договариваться, а если нет, то перед военным вторжением не остановятся.
А что же Россия? Каковы здесь наши интересы. Востоковед и политолог Александр Шумилин, рассуждая об отставке российского посла в Ливии Владимира Чамова, предположил, что «экс-посол Чамов имел тенденцию сводить широкий спектр российских интересов в мире к примитивной заинтересованности некоторых отечественных компаний в контрактах с правительством Каддафи». Он обобщил свою мысль, добавив, что «подобная «меркантильная» ментальность достаточно распространена не только среди генералов и госкорпоративных коммерсантов в России, но и среди дипломатического корпуса, работающего в странах третьего мира, особенно в арабских государствах-традиционных клиентах Москвы с советских времен».
Однако, такой подход совсем неплох и интересы «Газпрома» и РЖД в Ливии не менее законны, чем интересы в этой стране британских, французских и немецких компаний. Поэтому главное сегодня в том, чтобы эти интересы там сохранились и после того, как закончится кризис. Останется Каддафи у власти или нет, но они представляют собой константу. Кто эти компании контролирует и как используются их доходы – другой вопрос, который требует решения внутри России. Но раз уж они смогли где-то закрепиться и начинают вести бизнес, способный принести прибыль, верхом неразумности было бы это игнорировать. Тем более, что Россия – страна небогатая.
И поведение дипломатического корпуса в этих странах совершенно правильное. Его дело понимать, как высокая политика ложится на страновые реалии и её корректировать, а не быть штемпелем на печати мнений высоких московских руководителей. К тому же ещё наше высокое политическое руководство сплошь и рядом плохо образовано, не склонно учится и имеет тенденцию ставить свои личные интересы или, мягче, интересы своей властной коррумпированной группировки выше того, что необходимо России. Мне приходилось видеть незаметных профи-дипломатов в российских посольствах, которые умнее и полезнее для дела всего своего московского начальства вместе взятого. Вот и нужно слушать их, а не надутых павлинов, рассуждающих о мировой политике.
То, что российское руководство выражает различного рода сожаления и не становится открыто на позиции стран НАТО - хорошо. Но неплохо бы занять более активную позицию и ясно дать понять Каддафи, что Россия готова сделать ставку на него и оказать его режиму поддержку в урегулировании кризиса и его сохранении у власти. И не нужно ограничиваться только заявлениями, следует, для начала отменить бессмысленные санкции России против Ливии. Здесь могут быть и более амбициозные и обусловленные создавшимся кризисом планы сотрудничества в военно-политической сфере, не ограничивающиеся поставками вооружений, в частности, остро необходимых Ливии систем ПВО. Говорить о возможных планах пока не время. Но возникший кризис и, в особенности, ошибочная позиция Франции и Италии дают нашей стране хороший шанс. Лишь бы выстоял Каддафи.
P.S. Всем сторонникам стран НАТО в этом конфликте рекомендую прочитать хорошую статью Фёдора Лукьянова, в которой дана хорошая подборка фактов, свидетельствующих о лицемерной политике европейских стран в отношении ливийского режима.
echo.msk.ru/blog/alex_melnikov/759069-echo/page/7.html