Не негром единым!
petrus_paulus — 26.01.2022«Хочешь Жить – умей вертеться!». Пишу намеренно слово «жить» с заглавной буквы. Потому что просто жить можно и с очень скромным доходом, а чтобы Жить – нужно прилагать определённые усилия (если вы, конечно, не Рокфеллер или Пэрис Хилтон). Но сегодня речь не о благосостоянии, а об искусстве. Об искусстве кинематографа, если быть точнее.
Советским кинорежиссёрам приходилось вертеться так искусно, как никому другому (наверное, более изворотливы лишь современные иранские режиссёры), чтобы их фильмы попадали на экран. Кто не хотел вертеться и выкручиваться – отправлялся на двадцать лет на полку или снимал конъюнктурную дрянь. Остальные же придумывали хитромудрые ходы, рассовывая по своим картинам элементы, способные навести зрителя на антисоветские мысли, но талантливо замаскированные, чтобы не привлекать ненужного внимания госкомиссии. Однако эти времена давно закончились. У нас. А в Голливуде как раз начались – там теперь, как известно, жёсткое квотирование на обязательное присутствие в каждом фильме представителей различных рас (в первую очередь негров благодаря вою BLM), ЛГБТшников, инвалидов и прочих «несправедливо униженных».
Прошлогодние списки номинантов на Золотой Глобус и Оскар это очень наглядно продемонстрировали – нам усиленно «продавались» тонны негров чуть ли в каждом втором фильме, при этом пять ведущих картин, которые засветились в большей части номинаций и (какая неожиданность!) получили свои премии, были по сути абсолютно «чёрными». Подробнее можно прочесть в моём прошлогоднем посте «Кино и негры». И это вызвало, разумеется, полное отторжение у мыслящей аудитории, объявившей Голливуд мёртвым, а обе премии полностью деградировавшими.
Не будем, однако, забывать о политической и социальной повестке дня, в условиях которой в году минувшем всё это происходило. Кругом ковид, чёрные активисты воют по всему свету о своём рабском прошлом, дружно обрушивая на колени совершенно непричастных к рабовладению XVIII века белых, включая футболистов перед матчами, беспорядки, представляющие собой микс антиваксерства и негров – полные хаос и сумятица. В этих условиях Голливуд идёт на уступки толпе, заискивающе расшаркиваясь перед нею и выдавая соответствующую продукцию. И, казалось бы, такая ситуация будет работать и дальше, и мы будем обязаны созерцать бесконечных негров, азиатов и т.д. в ролях европейских аристократов минувших веков. Однако Голливуд в нынешнем году отыграл назад, формально соблюдая новые правила на обязательные квоты «униженных», выдав продукцию совершенно иного плана, во многом превосходящую прошлогоднюю. Так что порох в пороховницах ещё имеется)). Это очень хорошо продемонстрировал «Золотой Глобус», который раздали совсем недавно, 9 января.
Половина номинантов на церемонию в Лос Анджелес не явилась по причине всё того же ковида, что не помешало премии всё равно присудить и раздать. Потому что пройти мимо ну никак не получилось бы – картины, представленные в списке номинантов, скорее удивили, чем повергли в ожидаемое уныние. Ведь мы ждали именно этого – бесконечного конъюнктурного политкорректного фуфла, как в прошлом году, а оказалось почти наоборот. Почти, потому что правила новые ведь не отменишь…
Нынешний «Глобус» примечателен тремя моментами – неожиданно большим количеством невероятно качественного музыкального кино, чего не случалось уже порядочно давно; отсутствием явного лидера по числу побед – всем сестрам по серьгам, как говорится; и наконец, самое главное и прекрасное – почти полное отсутствие «чёрного» кино, что совершенно невероятно! Я, тем не менее, сделаю акцент вновь на пяти картинах, как год назад, только сейчас это будут не мишени для разгрома, а, наоборот, фильмы, заслуживающие внимания зрителей. Начнём, однако, с наших «любимых» негров)).
Как оказалось, не негром единым жив нынешний мировой кинематограф! Даже при наличии чёрных актёров на «белых» ролях, как в фильмах «Сирано» или «Трагедия Макбета», новый и, казалось бы, надолго застрявший в повестке тренд, в году нынешнем минимизирован и никак не раздражает. Год назад мы обязательно увидели бы негра в роли принца Чарльза в фильме «Спенсер» или какую-нибудь модную молодую чёрную актрису в фильме «Не смотрите наверх!» в той роли, которую исполнила Дженнифер Лоуренс. А сегодня чёрные (или полу чёрные) актёры преобладали лишь в номинациях «Женская роль второго плана» и «Главная мужская роль в драме» - их там было по трое против двух белых. А, например, на «Главную женскую роль в драме» и вовсе претендовали лишь белые актрисы, среди которых Джессика Честейн за «Глаза Тэмми Фэй» (роль исполнена удивительно), Леди Гага за «Дом Гуччи» (о потрясающем эффекте от этой картины я уже писал отдельно) и Николь Кидман за «Быть Рикардо», которая Глобус и получила. Полностью же «чёрного» кино среди номинантов лишь два – «Король Ричард» да «Респект».
«Король Ричард» - это ничего общего с Шекспиром, тут отдувался Дэнзел Вашингтон в роли Макбета в новом фильме одного из братьев Коэнов. Это про Ричарда Уильямса, отца и тренера американских теннисисток сестёр Уильямс, которых Шамиль Тарпищев в своё время окрестил «братьями Уильямс» в силу их мужеподобности, чем очень обидел американскую общественность и извинялся потом. Кино откровенно слабое и претенциозное, наверное, самый неудачный фильм из всех номинантов. Но Уилл Смит, выдвинутый за эту роль, разумеется, Глобус и получил, иначе бы это вызвало вой негритянской общественности похлеще улиссовых сирен. Хотя лично мне гораздо более интересной показалась роль Махершалы Али в «Лебединой песни» - кино ничуть не «чёрное» (уж при наличии Гленн Клоуз-то), а, скорее, пророческое, поскольку говорит о теме клонирования нас в будущем и замене нас настоящих мыслящими копиями. И тут уже совершенно неважно, какого ты цвета.
Вторая чёрная актриса, которая получила Глобус за второстепенную роль – Ариана ДеБозе за «Вестсайдскую историю» Спилберга. Не знаю, насколько необходимым и оправданным было создание этого ремейка… Спилберг давно говорил, что очень хочет его сделать. И, поскольку он Спилберг и запретить ему никто не может, он и сделал то, что захотелось. А вот надо ли смотреть это нам?.. Голоса у солистов так себе, хоть и картинка отличная. Но в музыкальном кино одной картинки мало… Тем более, если речь идёт о таком потрясающем произведении, как мюзикл Леонарда Бернстайна, который многие считают опереттой, а некоторые и вовсе оперой, хоть и очень современной, ставя её во вполне серьёзных и знаменитых оперных театрах и приглашая петь главные партии Хосе Каррераса и Кири Те Канаву (было и такое в своё время). И тем более, что затмить «Вестсайдскую историю» Роберта Уайза 1961 года, завоевавшую аж 10 Оскаров, вряд ли получится. Даже если пригласить старую легенду, Риту Морено, из оригинальной картины. И даже если ты Спилберг.
«Респект» - байопик об Арете Франклин, одной из величайших чёрных певиц, когда-либо живших. В отличие от прошлогодней кинобиографии Билли Холлидей, этот фильм совершенно не раздражает и не вызывает даже желания поморщиться. Здесь всё и все на своих местах – и чёрные, и белые. И даже приличный метраж улетучивается незаметно, потому что история подана ненавязчиво, без политики (хотя в фильме и присутствует Мартин Лютер Кинг) и нравоучений. Это очень располагает. Плюс музыка бесподобная…
Кроме «Вестсайдской истории», получившей три Глобуса, столько же заработала и «Власть пса». Философский вестерн, снятый живым классиком, новозеландкой Джейн Кэмпион. Она снимает нечасто, но если уж и делает что-то, то очень качественно. В этом году женщин-режиссёров среди номинантов было двое – кроме Кэмпион это Мэгги Джилленхолл за «Незнакомую дочь». Следя за размеренным и тревожным действием «Власти пса», меня всё время не покидала мысль о некой библейскости происходящего на экране, подначиваемая названием, которое явно из Библии, только не помню откуда точно. И никаких тебе негров – роль расовых меньшинств здесь играют индейцы, но зато есть скользкий намёк на латентный гомосексуализм (куда ж без него теперь), который не получает вообще никакого развития, но катастрофически оборачивается для главного героя, замкнувшегося в собственной агрессии и робко впускающего в свою жизнь существо, которое, как ему кажется, много слабее его самого. Эту роль великолепно исполняет Бенедикт Камбербетч. И цитата из Библии всё-таки звучит в самом конце, полностью приводя все мысли в порядок.
«Тик, так… Бум!» - кино совершенно оригинальное и неповторимое. Это самый лучший, необычный и талантливый музыкальный фильм всех последних лет. Главный герой в исполнении Эндрю Гарфилда – человек-оркестр, одна из лучших ролей актёра за всю его карьеру. Вокал, пластика, эмоции – всё на высочайшем уровне. Все требования соблюдены – девушка у главного героя чёрная, лучший друг – гей, умирающий от СПИДа, но всё это настолько далеко и заслоняется фигурой самого Гарфилда, что, когда фильм заканчивается, ничего, кроме улыбки на губах и сладкого послевкусия, не остаётся.
«Белфаст» Кеннета Браны – продукт скорее для внутреннего ирландского и англо-саксонского потребления. Кино о противостоянии католиков и протестантов в Белфасте конца 60-х. «Личное кино», как сказал режиссёр. Действительно, личное. Потому что Брана как раз вырос там в те годы, так что «Белфаст» отчасти и его биография. Негров в фильме всего один, и тот из Британской армии, вступившей в город для усмирения беспорядков, при этом британцы здесь не воспринимаются как отрицательные персонажи, что традиционно для такого рода фильмов (вспомним «Кровавое воскресенье», например, получившее «Золотого медведя» в Берлине в своё время). Здесь британцы – нейтральная сторона, а отрицательные герои – католики. Женщины здесь женщины, а мужчины – мужчины. Никаких амбивалентностей и полунамёков. Всё честно. Поэтому картина чёрно-белая, чтобы хоть как-то успокоить расовых активистов. И очень историческая – обстановка и отношения между героями воссозданы просто скрупулёзно. Невероятно приятно смотрится.
Не обошли и тему инвалидов – про них снят отдельный фильм, «CODA: ребёнок глухих родителей». Кино совершенно бесхитростное, очень американское, но, вместе с тем, невероятно искреннее и лёгкое, даже весёлое местами, но параллельно грустное и проблемное. Когда ты – единственный умеющий слышать и говорить в семье, когда и твои родители, и твой брат глухонемые, когда ты ещё вдобавок и девушка в самом соку – легко ли живётся такому человеку? Надо отдать авторам должное – рассказать такую непростую историю на такую неоднозначную тему огромный труд. При этом язык, выбранный для повествования, невероятно прост и лишён всякой напыщенности и пафоса, фальшивого трагизма и притянутых за уши постановок проблем. Всё максимально жизненно и доступно для восприятия зрителем, без нагнетания негатива и нарочитых обмусоливаний.
Я ничего не буду писать про «Не смотрите наверх!», «Пиццу с лакрицей» и «Дюну» - про них уже достаточно сказано и написано. Последний фильм, про который хочу сегодня упомянуть – победитель в номинации «Фильм не на английском языке» (раньше она называлась «Фильм на иностранном языке», но теперь так – обновление типа). Претендентов было пять, при этом иранский «Герой» выглядит самым слабым, потому что страдания на тему диктатуры мулл в Иране и всяких там нарушений прав человека уже всех достали, а финско-российское «Купе №6» понятно и прикольно лишь русскоязычным зрителям да части финской аудитории, которая знает не понаслышке, что такое русские. Про великолепные работы Альмодовара «Параллельные матери» и Соррентино «Это была рука Бога» я уже писал подробно и отдельно. Но победила японская картина «Сядь за руль моей машины». Почти три часа размеренного действия, которое не отпускает ни на минуту. Прекрасный крепкий сценарий по роману Харуки Мураками вкупе с мастерством режиссёра Рёсуке Хамагути создают великолепный эффект воздействия на зрителя. Кино поддерживает нынешний тренд – оно о постановке в Хиросиме чеховского «Дяди Вани», при этом актёры приглашены не только японские, но и с Тайваня, и из Южной Кореи, и играют они каждый на своём языке – на японском, китайском и корейском. Одна актриса вообще глухонемая и играет на языке жестов, причём в его корейском варианте. Между актёрами и режиссёром возникают гораздо большие отношения, чем рабочие – они переходят в духовную плоскость, перемешивая их внутренние миры и обогащая их. Невероятно атмосферное зрелище.
Словом, прошлогодние опасения на предмет дальнейшего скатывания в бездну политкорректности и окончательной смерти западного кино не оправдались. Голливуд умудряется пройти по-над пропастью, по самой кромке, балансируя между квотами на определённых персонажей и искусством, не забывая всё-таки, что кинематограф в первую очередь – именно искусство.
Смотрите больше честного кино!
(c) petrus_paulus
Мой канал об истории и теории оперы на Youtube стартовал, подписаться можно здесь.
Желающим оценить мой труд и поддержать продолжение ведения этого блога — Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!