Не надо бояться ЕС
ibigdan — 27.08.2014Страна идёт в большой мир, мы поставили своей целью войти в Евросоюз. На этом пути всё больше и больше раздаются жалостливые голоса о том «что нам делать? Только у программистов есть работа, а что делать остальным? Мы никому на Западе не нужны! Нас хотят сделать страной третьего мира!»
Чтобы выбить почву из под ног у этих кликуш, я обещал сегодня рассказать о том, как строилась ИТ индустрия в Украине, и какие шансы есть у остальных отраслей, и от кого зависит будем ли мы страной третьего мира или будем равной среди равных. Благо я, как и некоторые другие руководители сегодня известнейших ИТ-компаний, стояли у истоков этой отрасли и нам есть что рассказать о пройденном нами пути.
ИТ индустрия, как отрасль, начала формироваться в конце 90-х годов. До этого уже существовали ИТ-компании в Украине, но в основном они работали на внутренний рынок. Это, конечно, тоже не плохо, но разница в знаниях между украинскими и западными программистами была в те годы огромная в пользу западных специалистов. Причина этого была в том, что рынок просто не требовал качественных ИТ продуктов и у компаний не было и не появлялось ни опыта, ни новых знаний. Когда в 1998г. (в кризисный год, когда всё закрывалось) мы открыли офис немецкой компании Телесенс в Харькове, помимо нашей компании из тех, кто работал на западный рынок, известной была компания МИИК (ныне Глобал Лоджик), NIX Solutions и может быть ещё пару небольших компаний. Чтобы попасть на работу в одну из таких компаний, программисты стояли в очереди. Для набора сотрудников в Телесенс проводились 4-х ступенчатые экзамены: 1. Конкурс резюме; 2. Письменный экзамен; 3. Устный экзамен; и 4. Собеседование с непосредственным руководителем проекта. О времена! С завистью сегодня все руководители вспоминают те годы. В течении следующих пару лет начал появляться дефицит в кадрах, потому что программисты были, а хороших специалистов было очень мало. ИТ компании начали сотрудничать с ВУЗами, чтобы получить доступ к ресурсам, к толковым ребятам и помогать профессорам готовить правильных специалистов. Рынок труда стал просыпаться и раскачиваться и потянул за собой образование. ВУЗы по всей стране начали открывать у себя новые специальности по подготовке программистов. Программистов стали готовить все кому не лень и зооинституты и общепиты. Стране нужно было количество, которое постепенно начало переходить в качество. Студенты уже на 3, 4 курсах ВУЗов шли работать и этим закрывали недостатки в образовательном процессе. Зарплата программистов в те, не такие уж далёкие годы, составляла от 100 до максимум 500 долларов.
Первыми заказами в нашей компании были проекты для Deutsche Telekom. Представляете, ребята, которые ранее писали программы для управления складами, бухгалтерией, вдруг сразу перешли в высшую лигу. Они и понятия не имели, как работает мировой лидер, но они начали стремиться к знаниям, чтобы выполнить интереснейшую работу в своей жизни. Несколько лет мы строили компанию и процессы в ней, которая сегодня стала равноправным мировым игроком в области разработки биллинговых систем. Похожий путь прошли многие украинские ИТ компании, чьи имена сегодня являются гордостью нашей индустрии. Западные инвесторы, узнавая о такой возможности, начали ломиться в Украину и компании появлялись одна за другой, разогревая рынок. За 15 лет в Украине появилась настоящая отрасль с оборотом в 1,5 млрд долларов и его рост составляет до 30% ежегодно, даже в кризисные периоды. Сегодня в Украине более двух тысяч больших и малых ИТ-компаний. Зарплаты за этот период выросли в десять раз и стали соизмеримы с мировыми. Украина стала не просто страной с дешёвым ресурсом для западных заказчиков и инвесторов, а в стране стали появляться компании, в которых разрабатываются собственные промышленные продукты, завоёвывающие мировые рынки, при этом много компаний уже работают без западных инвесторов, а самостоятельно. Украина вошла в пятёрку стран по объёму аутсорсинговых работ для мировой ИТ индустрии. Всего лишь 15 лет и мы в тренде.
Итак, весь процесс выглядит следующим образом:
Приходят инвесторы — открывают фирмы — выводят на рынки.
Персонал обучается — улучшается квалификация — слухи о хорошем
качестве распространяются по всему миру — увеличивается количество
инвесторов.
Обученные толковые ребята начинают создавать свои компании —
выходят на рынки — начинают конкурировать с западными
производителями.
Всё.
А теперь наложите на этот процесс любую отрасль и прекращайте ныть. У нас всё получится. Это очень просто для нашей страны. Делай раз, делай два. Через 15 лет любая отрасль может войти в мировую пятёрку. Айтишники показали всем, как это делается.
Одной из самых важных для страны является машиностроительная отрасль. Вы знаете какая уже сегодня зарплата у специалиста работающего на станке с ЧПУ? От полутора до двух тысяч долларов. Но сегодня единицы заводов на всю страну, которые имеют современные станки с ЧПУ. А раз нет оборудования, то и практику получить негде. Что делаем? Создаём условия, отдаём инвесторам заводы большие и малые, они строят новые технологические линии, обучают людей, повышают потребность в образовании и всё, далее по процессу описанному выше. Работа с россией тормозила развитие нашей промышленности, потому что не требовалось выпускать качественную продукцию и можно было работать по старинке. Молодёжи это не интересно, персонал стареет и вся индустрия штопором валится вниз. Срочно нужно отказываться от низкоуровнего производства и звать инвесторов, которым требуются Hi-Tech производство. Как только потребность будет выше, чем то, что мы умеем производить, сразу наш уровень начнёт расти, потому что нам придётся учиться. И так везде, во всех отраслях.
А чтобы инвестор пошёл к нам, ему нужны гарантии того, что не придёт коррумпированный мент или налоговик и не разрушит производство тем, что решит конфисковать станок, по ему только понятной причине. Все государственные структуры должны работать на производственника, должны помогать ему, а не грабить. Но это уже тема для другой статьи.
(c) Эдуард Рубин
|
</> |