НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!

топ 100 блогов ru_auto17.11.2020 Теги: Акопян НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
Счетная палата РФ раскритиковала закон о концессиях

Строительство автомобильных трасс в формате концессии не выгодно ни государству, ни гражданам, следует из материалов проведенной Счетной палатой проверки. Государство только на двух платных участках потеряло 5,6 млрд руб., а автолюбители получили плохо освещенную небезопасную трассу со стоимостью проезда 30 рублей за километр. Закон о концессиях нуждается в переработке, отмечают эксперты.


Строительство автомобильных трасс в формате концессии не выгодно ни государству, ни гражданам, следует из материалов проведенной Счетной палатой проверки. Государство только на двух платных участках потеряло 5,6 млрд руб., а автолюбители получили плохо освещенную небезопасную трассу со стоимостью проезда 30 рублей за километр. Закон о концессиях нуждается в переработке, отмечают эксперты.

Счетная палата РФ представила доклад (есть в распоряжении «Газетой$Ru») о том, как применяется закон о концессионных соглашениях. На примере двух платных участков автодороги Москва — Санкт–Петербург (15–58 км) и Москва — Минск М1 «Беларусь» в обход города Одинцово Московской области.

Закон о концессиях предусматривает совместную — государства и бизнеса — реализацию проектов. Государство заключает договор о концессии «для оптимизации бюджетных расходов и привлечения частных инвестиций в экономику», напоминает Счетная палата. «Однако ряд нерешенных проблем в сфере дорожного строительства и недостатки самих соглашений не дают достичь поставленных целей и реализовать потенциал «дорожной концессии» в полном объеме», — отмечают аудиторы СП.

Как показала проверка, заключение концессионных соглашений не только не помогло оптимизировать расходы госбюджета, а наоборот привело к выплате подрядчикам 5,6 млрд рублей в качестве компенсации за недополученный доход.

Компенсацию пришлось выплачивать по той причине, что власти не смогли своевременно изъять земельные участки под строительство. «Из–за нарушения сроков предоставления земельных участков не были соблюдены плановые сроки строительства, эксплуатация этих участков дорог началась с задержкой на 1 и 2 года», — сообщил на коллегии ведомства аудитор Валерий Богомолов.

Ни оптимизации, ни сверхдохода
Не оправдал себя и применяемый сейчас механизм расчета доходов, который может оставаться в распоряжении концессионера. Доход рассчитывается на основе прогнозных значений трафика (движения автотранспортных средств). Трафик определяет представитель государства заранее, на этапе проведения конкурса среди желающих заключить соглашение о концессии. Все, что окажется больше прогнозной суммы, считается сверхдоходом.

Половину сверхдохода закон требует направить государству. При этом проверка показала, что прогнозные значения трафика были завышены на обеих участках автотрассы. В итоге сверхдоход получен не будет, прогнозирует СП.

«В ходе мероприятий мы достоверно установили, что фактический трафик в среднем в 2,5 раза ниже прогнозного. При этом актуализация и корректировка прогнозных значений условиями концессионных соглашений не предусмотрена», — констатировал аудитор Богомолов.

Счетная палата предлагает правительству актуализировать прогноз трафика в концессионных соглашениях.

По 30 рублей за километр
Некорректно была определена и стоимость проезда по трассе. Сейчас, по условиям соглашений, концессионер может устанавливать стоимость, исходя из востребованности любого отдельно взятого участка трассы. В результате тариф за 1 км пути на разных участках трассы отличается более чем в три раза.

«На маршруте Москва — Шереметьево–2 с трафиком 4,6 млн автомобилей за 2019 год стоимость проезда для легкового транспорта составила 310 рублей за 10,5 км пути, или 30 рублей за 1 км. По маршруту от Шереметьево–2 до Московского малого кольца с трафиком 70 тыс. автомобилей за год максимальная стоимость проезда составила 250 рублей, но уже за 28 км, или 9 рублей за 1 км», — заметил аудитор.

У Счетной палаты имеются также претензии по эксплуатационным характеристикам платных участков.

Сейчас требования к качеству бесплатных дорог не отличаются от требований к платным участкам, например, по уровню освещенности. Хорошо освещены участки трассы вблизи населенных пунктов и на развязках. Но эти отрезки составляют лишь треть протяженности от всей трассы. При этом, при разрешенных высоких скоростях (до 120 км/час) полутемный участок дороги — это двойная опасность, говорится в отчете СП.

В госкомпании «Автодор» с претензиями СП согласились. «Мы готовы совместно с Министерством транспорта и Счетной палатой вести работу по изменению методики расчета платы за проезд», — сказал первый зампред правления «Автодора» Сергей Перников. Он также пообещал усилить требования к «проектированию и строительству платных автомобильных дорог высших категорий».

У китайцев все путем
Закон «О концессионных соглашениях» был принят в июле 2005 года и с тех пор неоднократно корректировался. Минфин ранее предлагал ужесточить условия для концессий, строже оценивать эффективность такого рода соглашений, а госгарантии предоставлять на срок лишь 20 лет.

Минэкономразвития, наоборот, предлагает сделать акцент на усилении прав инвесторов в части защиты их инвестиций. В июне этого года сообщалось, что необходимые для этого поправки в закон проходят стадию согласования с другими ведомствами и экспертным сообществом.

Основные плюсы концессии для государства — сокращение расходов, для частного инвестора — госгарантии, повышающие возвратность вложенных средств и снижающие инвестиционные риски на длительный период. Большинство концессий в сфере дорожного строительства заключены сейчас на срок от 20 до 35 лет.

По состоянию на 1 января 2020 года в доверительном управлении «Автодора» находятся 3,4 тыс. км автомобильных дорог федерального значения. Протяженность платных участков — 1,4 тыс. км.

С 2009 по 2019 годы в РФ было заключено 13 концессионных соглашений по строительству и эксплуатации автодорог общей стоимостью 867,6 млрд рублей. Всего заключено 280 концессий (в различных сферах экономики) на сумму почти 1,9 трлн рублей.

В стадии эксплуатации находятся 4 из 13 автотрасс, построенных на условиях концессии.

В российских реалиях окупаемость проектов на условиях концессии маловероятна, считает управляющий партнер инвесткомпании «Кадерус Капитал» Андрей Акопян. Например, в Китае есть аналоги российским концессионным соглашениям. Это BOT — Build–operate–transfer в области дорожного строительства.

«В КНР такие проекты успешны по причине низкой себестоимости, высокой скорости работ при соблюдении требований по качеству, устоявшейся модели взаимоотношений между государством, инвесторами и строительными компаниями, высокого трафика, а также роста благосостояния населения», — говорит Акопян.

Но с другой стороны окупаемость таких проектов должна отходить на второй план, считает Акопян. «Учитывая низкий уровень покрытия России современными дорогами и ради развития экономики регионов, для государства важнее построить, чем заработать», — говорит эксперт.

Партнер ФБК Legal Александр Ермоленко также считает, что действующий закон о концессиях нуждается в серьезной корректировке. Основная проблема для реализации механизма концепции — отсутствие реальной конкуренции на дорогостоящих мега–проектах.

«В таких случаях государство оказывается заведомо в слабой позиции и вынуждено нести потери для бюджета. Наверное, в некоторых случаях дешевле обошлось бы, если вообще не использовать концессию», –— говорит Ермоленко.

Существует и другая проблема. «Государство дает возможность заработать на концессионных соглашениях особо приближенному бизнесу, который имеет с чиновниками особые отношения. И в этом случае госбюджет предсказуемо несет потери», — заключает эксперт.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Цитату из конституции рф " россия - светское государство " полиция сочла протестом против деятельности русской православной церкви :) В Мурманске 27 мая Октябрьский районный суд вынесет решение по делу активистки Татьяны Кульбакиной. Ее плакат со словами из Конституции России ...
Послание президента Путину Федеральному собранию показало, что Кремль не боится ни внутренних, ни внешних проблем. Сам Путин чувствует себя уверенно и никаких угрожающих кризисов не видит. Государство Путина защищено от внешних угроз. Главный смысл деятельности государственной власти ...
Вчера отчего-то случился всплеск активности на Блогуне . Я аж десяток рекламных твитов за один день сделал - благо это дело несложное :) А еще настраивал свой сайт, разбирался с почтой - и все это в перерывах на основную работу. Зато дело движется. Хоть понемногу - но в нужном ...
Продолжаю представлять студию Триумф , с помощью которой я обставляла квартиру. Эта студия, которая не наживается на клиентах и не заряжает в три конца, а продает очень качественную итальянскую мебель даже дешеле рекомендуемой розничной италянской цены. Изначально я была настроена ...
* У меня всё просто: - я замерзла и хочу мяса; - хочу провести сутки, лёжа с мужчиной в обнимку; - и помыть машину. Про "хочу в отпуск" я молчу, потому что это уже не просто "хочу", это уже "надо". У вас ...
  • Avenir47 : RT @k_ollga: Председатель национальной комиссии по телевидению и радио Тигран Акопян анонсировал заключение договора о вещании российских т…

  • ac121LCBoRA9vyr : RT @spacelordrock: Председатель национальной комиссии по телевидению и радио Тигран Акопян анонсировал заключение договора о вещании россий…

  • 3sMY83NsxHDrJJc : @k_ollga Это другой Акопян-ноябрьский, а тот Акопян-январский...И, вообще-то, Акопяны известные фокусники...