Не могу молчать

Во вчерашней Новой Газете обозреватель Алексей Поликовский опубликовал статью Бесплатное наслаждение вполне отражающую довольно распространённую позицию. Вкратце, если «Религия – опиум народа», и достаётся нам практически бесплатно, то и «Музыка – наслаждение народа», и должна быть такой же бесплатной, как и Слово Божье.
Вообще трудно не согласиться – почему Моцарт никогда богатым не был, а сэр Пол МакКартни уверенно подбирается к миллиардному состоянию? Не то, чтобы мы не любили сэра Пола, но жалко и Моцарта, безымянным сваленного в братскую канаву на венском кладбище. И вообще, как повторяет БГ, «искусство должно принадлежать народу», и коли написал хорошую музыку, то будь рад, что её слушают, а пытаться нажить златые горы не стоит и просто неприлично.
Поликовский много пишет о распространении музыки в интернет-сервисах – «Музыка на наших глазах, за несколько последних лет, перешла во вневременное хранилище смыслов и гармоний, то есть в Сеть. Ее теперь там так много, что возникают трудности исчисления. В любом случае цифры поражают.» Радуется простоте и бесплатности обладания – «Только что вышедший последний альбом Кейт Буш 50 Words for Snow я вчера совершенно спокойно, легально и бесплатно прослушал в Сети.»
Ну и ладно, я тоже очень даже приветствую сетевые возможности в любое время найти и прослушать образец (пусть на 30 секунд, как на амазоне) музыкального (или немузыкального) творчества почти любой группы. Бывает, забудешь исполнителя, или слова хочется уточнить, или просто вылетела из головы мелодия Au Claire de Lune – пара слов в поиске, пара кликов и вот тебе искомое. Иногда приходится покопаться, но «толцыте и отверзется», меня всего раза полтора постигло полное фиаско в поисках. Хотя в особые дебри я не лазил, надо сказать.
Ну да, это очень удобно, я и сам пользуюсь электронной версией Encyclopaedia Britannica, вместо того, чтобы расположить на прогнувшейся полке 32 тяжеленных тома с золотым обрезом, хотя в руках их подержать приятно, что ни говори. Но на дачу не возьмёшь и в командировку не прихватишь.
Суетное у нас время, однако. Вместо того, чтобы в тиши библиотек сдувать пыль с фолиантов, у нас всё на ходу, второпях, здесь клюнул, там подобрал – «курочка по зёрнышку – вся хата в говне». Вот именно, что в говне. Потому что то, что я из сети выдерну и послушаю в минимальном разрешении на ноутбуке из крошечных колоночек, иначе не назовёшь.
Поликовский радостно пишет – «теперь не продается и не покупается музыка в Сети. Она освободилась от денег и перешла в разряд общественного достояния». И до того – «это революция. Ее жертвы — коллекционеры, которые любили подержать винил в руках или провести пальцем по длинному ряду ярких кассет. Все их богатства в мгновение ока превратились в бабушкин хлам, годный для музея ушедшего быта. Но все остальные выиграли».
Ну да, это я жертва. Только жертвенно себя не ощущаю. Между прослушиванием музыки с винила на хорошей аппаратуре и с мп3-плеера в копеечных наушниках или с мобилы в метро такая же разница, как между разглядыванием открыток с видами Сейшельских островов и непосредственным лежанием на сейшельском песочке с мохито в одной руке и креолкой в другой.
Вот если бы можно было гнать в рецепторы мозга цифру напрямую, тогда бы ещё куда ни шло. Прогнал между ушами 10 мегов и радуешься двадцатьвторому капрису Паганини. Но так не выходит – непременно надо из цифры снова делать аналог, и вот тут-то и возникает затыка. На компакт-диске помещается 800 Мб данных, что уже немало, но на виниловой пластинке – намного больше, потому, что стандарт записи DDD – это и сжатие, и экстраполяция, и обрезание частотного и динамического диапазона, а с винила только снимай – всё зависит от иглы, головки и тракта.
То, что услышит Поликовский из скачанного альбома Кейт Буш будет составлять не более 40% всей информации, заложенной при записи. Примерно тот же вариант, как читать хороший текст, набранный неразборчивым петитом на туалетной бумаге, половину из которой уже использовали по другому назначению. Никакому интернетному мп3 на 128 Кб/с не снилась частотка в 10-20,000Гц как у винила, или 10-100,000 у SACD, и динамический диапазон в 110 Дб не снился. Да, у меня воткнут подаренный на ДР медиаплеер в хороший процессор, хороший усилитель и хорошие колонки, но воткнутые туда же взрослые источники – это «как школьнику драться с отборной шпаной».
Так что вся эта бесплатная музыка в интернете – очередное порно для интернет- дрочеров. Можно, конечно, все порты обтрухать у монитора, отправив с папиной мобилы платное смс на неприличный портал, но никак это не сравнится с живыми крепкими ягодицами в руках, пусть не Чиччолины, а соседки по парте. Дима
![Не могу молчать [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=87.4)
И вот ещё. Чтобы толково записать хороший симфонический концерт, надо выдернуть достойный большой симфонический оркестр, допустим Berliner Philharmoniker, загнать его в зал с хорошей акустикой, допустим амстердамский Concertgebouw, найти дырку в графике хорошего дирижёра, допустим Seiji Ozawa, притащить туда кучу наивысшего класса железа на миллион примерно долларов, к нему Tonmeister'a с бригадой обслуги, провести репетиции и получить на выходе 35 минут записи 3-ей симфонии Брамса в хорошем звучании. А не приведи писать «Фантастическую» Берлиоза или того хуже «Кармину Бурану» Орффа – два оркестра, три хора, четыре рояля, ансамбль перкуссионистов. Ну не может это не стоить денег. Не может. Билет на такой концерт будет стоить 200 евро. Диск с такой записью – 10, от силы 20. И я считаю это очень по-божески.
Так что пойду я сниму с полки пластинку Кейт Буш, изданную на 200g Audiophile Virgin Vinyl Direct Master Metal Pressing, и отнюдь не буду её считать бабушкиным хламом. А без накачанного хлама дрочерского я на свой век обойдусь.