Не до смеха

«ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ», У.Баялиев, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (3)
Не понравилось.
Все, что на первом этаже происходило не понравилось. Особенно то, что происходило на авансцене.
Особенно во втором действии (выход режиссера с двумя поющими милицАнерками и танцующим милицАнером на территорию Богомолова).
Пели так себе, но особенно не понравилось, как говорили. Текст Венедикта Ерофеева не прозвучал. А текст это главное достоинство пьесы – игристый, шипучий, на советских газетах настоянный. Комическая пародийная стихия, гирлянды и каскады ссылок, рифм и метафор. И только на дальнем втором плане трагическое несоответствие свободного полета души и обстоятельств жизни.
Здесь второй план вывели на поверхность, заменили медбратьев и медсестер милицАнерами. Даже доктор Игорь Львович получил погоны (и потерял фамилию Ранинсон). И вышла не трагикомедия, как написано в подзаголовке спектакля, а трагедь. Про то как милицАнеры посадили бедного еврея в камеру, а он им в отместку споил сидящий там русский народ. Тут уж не до смеха.
Но ракету в космос (или в супостата) мы все равно запустили!
Это в самом конце спектакля было – мог бы и не дождаться. В середине первой части я уж было решил уходить в антракте, но тут регистр неожиданно сменился. Актеры перешли на второй этаж декорации, сцена Гуревич-Натали, кончилась трагедия узника, началась лирика и текст зазвучал, появилась поэзия и юмор, и актеры заиграли (Назаров и Колесниченко). Третий акт пьесы - «лирическое интермецио» - поставлен прекрасно.
В антракте была надежда на второй этаж, но действие вернулось на первый. Текст опять не звучал. Первая, совершенно беспроигрышная фраза Вовы «а в деревне-то сейчас славно! Утром, как просыпаешься, первым делом снимаешь с себя сапоги, солнышко заглядывает в твои глаза, а ты ему в глаза не заглядываешь... стыдно... и выходишь на крыльцо» - и ни единого смешка в зале. Не отреагировал даже тот единственный зритель с задних рядов, что в первом действии время от времени издавал громкие хлопки.
Актеры не попадали в ерофеевскую интонацию, у Назарова иногда были проблески, а Верник (староста палаты) совсем мимо и трагикомический ансамбль из палаты не получился, хотя актеры как могли старался развлечь публику, а потом по одному картинно заваливались и «умирали».
Вот тут и появилась люстра. Снова второй этаж заработал. Люстра из чекушек, красивая как кремлевская башня, опускалась все ниже, а в финале в клубах дыма ракетой взлетела в космос. Красивый финал и красивый привет люстре из спектакля «Москва-Петушки» СТИ, которая в свою очередь является приветом Давиду Боровскому и Юрию Любимову.
|
</> |