Не дышать/не моргать!

топ 100 блогов strravaganza09.04.2015 Профессионал при взгляде со стороны на работу своих коллег всегда может видеть гораздо больше, чем видит обычный человек. Лично мне смотреть на работу конкурентов бывает весьма интересно, иногда познавательно иногда смешно. Но есть у меня такие коллеги, на работу которых сегодня уже нельзя посмотреть, её можно только вспомнить. Это фотографы-бытовики времён СССР.


Я очень хорошо помню в детстве эти походы всей семьёй "фотографироваться". Заходим в фотостудию, нас встречает приёмщица-квинтэссенция застоя, помятая блондинка неопределённого возраста со следами былой красоты, яркой помадой, и обязательным высоким шиньоном. Она спрашивает чего бы мы хотели, берёт деньги, и велит подождать. Она куда-то уходит, а вернувшись, произносит - "Проходите".

Мы заходим в полутёмный павильон, из-за ширмы выныривает фотограф. Не здороваясь, и не глядя нам в глаза, он включает лампы, и суетливо рассаживает взрослых на стульчики, а детей ставит сзади. Он хранит торжественное молчание. Мы тоже стараемся не разговаривать, мы понимаем, что в таком месте лучше не болтать.

За нашими спинами висит убогий сине-красный фон, фотограф отходит, окидывает нас взглядом, я преданно смотрю на него в ответ. Ему что-то не нравится, он подходит, грубо берёт меня за подбородок, поворачивает мою голову в нужное положение, отходит, наклоняется к фотоаппарату, недолго возится, затем командует - "Не моргать!", раздаётся щелчок, и он едва распрямившись, тут же скрывается за своей ширмой, уже по дороге бросив через плечо - "Через две недели за фотографиями".

Всё случилось так быстро, что вы ничего не успели понять, вы немного в ахуе - вам сделали художественное фото.

Какой там настрой, какие там эмоции! Видно было, что фотограф очень хотел, чтобы мы поскорее ушли, и нам даже было немного неловко оттого, что мы побеспокоили такого важного человека.
Пересматривая студийные фотографии тех лет, я всегда поражаюсь тому, какие у всех людей натянутые лица. Просто жуть!

Много лет назад я изобрёл шутку, которую с тех пор постоянно использую при обсуждении фотографий своих конкурентов - "У людей на фотографии получаются такие лица, какое лицо было в момент съёмки у их фотографа".

Это очень ёмкая фраза, и заключённая в ней мысль прекрасно объясняет то, почему фотографии из СССРовских фотостудий всегда были такими похабными. Павильонные портреты советских людей - это коллективный портрет советских фотографов - людей недалёких и угрюмых. Снимая людей, они никогда не предпринимали никаких попыток заставить их хоть немного расслабиться, они всегда делали свою работу торопливо, и главное - молча.

В одной из студий Краснодара в те времена работал даже фотограф, который вообще был немым. Спустя много лет люди которых он фотографировал, рассказывали что он для привлечения внимания окружающих просто мычал. Такое было возможно наверное только в совке - в профессии, в которой важнейшим требованием к мастеру является коммуникативность и способность находить контакт с людьми, оказался человек, который самой возможности коммуницировать был лишён полностью. И ничего, работал. И можете мне поверить - снимал он не хуже других. Но не потому, что он снимал хорошо, а потому что из-за своей немоты он никак не проигрывал в сравнении с остальными. Те фотографы, которые могли разговаривать с клиентами, совершенно не желали этого делать. Так что наверное единственно его отличие заключалось в том, что фразу "Через две недели за фотографиями" вместо него произносила приёмщица.

А что мне кажется особенно интересным, так это то, что фотографы советской закалки как были идиотами, так идиотами и остались, даже в двадцать первом веке. Я не раз своими ушами слышал, как в разговоре между собой они сокрушаются - "Такую профессию похерили", - или ещё более горько - "Эти девочки и мальчики нас разорили!" И ни один из этих баранов никогда не задумывается о том, что если бы он хоть немного старался делать свою работу, то может быть он и не оказался бы на свалке истории.

Но за годы Брежневского застоя они так привыкли к тому что в жизни главное - занять точку, а народ всё равно придёт, никуда не денется, что когда новые времена потребовали новых навыков, старые псы оказались неспособны обучиться новым трюкам.

Буквально на днях случайно встретился с одним таким осколком империи. Едва мы успели пожать друг другу руки, как он, тряся седой головой и тремя подбородками, начал жаловаться на молодое поколение. И ничего-то они не умеют, и выдержку от диафрагмы не отличают, и щёлкают бездумно.
Мне стоило больших трудов не рассмеяться в лицо этому пожилому человеку, ведь много лет назад я видел его работы, он мне их показывал в сопровождении обстоятельного рассказа о том, что вот в старые времена подмастерье должен был три года учиться проявлять и печатать, и мастеру пальто подавать, а только потом ему позволяли снимать самому.

Не знаю, насколько хорош был этот дедушка в подавании пальто, но фотографии его были ужасны. Штампованные, одинаковые, и до скрежета зубовного тоскливые.

И если говорить честно, то этого динозавра мне совсем не жаль. Он вымер даже не потому, что прошло его время, и появились другие, более быстрые и более умные хищники, а просто потому, что он ничего не умел. Ни за три года своего хождения в подмастерьях с пальто мастера в руках, ни за всю свою жизнь в пыльном и завешанном тряпками павильоне, он ни разу не попытался выйти за рамки, которые ему показали те, кто его учил. Он всё делал как все. И потому при первом же появлении у его клиентуры хоть какой-то альтернативы этого кита тут же выбросило на берег, где он теперь лежит и воняет.

Подводя итог, на мой взгляд работа советского мастера "художественной фотографии" абсолютно ничем отличалась от работы лаборанта флюорографического кабинета. Первый фотографировал внешность, второй фотографировал внутренности, но отличий в их работе не было совершенно никаких. При необходимости их легко можно было поменять местами, и никто бы не заметил разницы.

- Проходите. Садитесь. Спину ровно. Не дышать! (Не моргать!) Через две недели за фотографиями. Всё.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Как у нас «реальный спрос» скачет, диву даешься… Нефть отбарабанили под сотню по WTI и $114 по Brent, золото скромненько, но ниже $1500 таки затолкали Но, конечно, жару дает серебро, умудрившееся из под $50 за унцию учесать вниз почти на 30% за жалкие ...
     Я - хомо асфальтикус, жертва каменных джунглей, пользователь эскалаторов и вредного для здоровья, психического и физиологического, мегаполиса. Даже приехав сюда, я купила себе квартиру в центре загазованного города, но зато всё под ...
Бойз- бенд 25 января таки имеет некий кризис свежих идей? А как же пыточные камеры от мсье Кучеренко-Калашникова ? А как же зачистки "эрефян" от Кунгурова? А как же провокации с трупами для дела революции от Эдички? Конституцию НОД уже меняет пару лет . Кризис жанра цирков на лицо. "Нек ...
Думал тема раздела Незалэжной и гражданской войны на/в Украине на прямую меня не коснется, ан нет, на выходных ко мне приехали родственники жены из Днепропетровска. Этот пост я хочу посвятить также таким блогерам как prosto_vova , великому фейкометчику zloy_odessit и ...
Надеюсь, мой пост пригодится тем, у кого больные ноги (прошлась по поиску, вроде такой темы в сообществе еще не было). Нашла и купила на английском ebay для пожилых родственников и вот уже второй месяц регулярно получаю благодарности за "щастье ...