Не Брат
inkpoint — 17.11.2023 Когда вышел первый «Брат», мне и друзьям было
около восемнадцати. Помню, что мы его воспринимали, как какое-то
подпольное кино: фильм вроде бы не показывали в кинотеатрах, не
особо крутили по телеку, он дошёл до нас на кассетах, мы собирались
и смотрели.
Мы уже были взрощены на западных боевиках (Брюс и
Чак, Шварц и Сталлоне), но те герои были далёкими, нездешними, и
при всех восторгах мы никак не могли их себе полностью присвоить. И
вдруг появился узнаваемый наш герой – и даже не какой-то «супер», а
вроде бы обычный такой парень, среди знакомых ларьков и подворотен.
Всё происходило в будничной тусклой хмари, и от этих кадров веяло
неподдельной правдой: вот это – про нашу жизнь, вот тут всё честно
показано.
К тому же нас, подмосковных мальчишек, очень манила
суровая питерская романтика: все эти дворы-мосты-трамваи, и
коммуналки, и рок-тусовка в кадре. Последний герой шёл по городу
под «Наутилус», и это тоже нас поддело на крючок - ведь тогда
русский рок ещё оставался уделом неформалов, а тут бац! - вдруг
целый фильм с этими песнями.
И мы приняли Данилу Багрова за своего. Мы не сильно
задумывались о его морально-этических качествах, мы его приняли,
как «народного мстителя» и этакого русского самурая. Он был
такой... чуть потерянный, но уверенный в своей правоте. Верный
своему кодексу чести, умеющий действовать и не трусить;
такой, какими и мы сами хотели быть, наш старший брат.
Сцена в трамвае и фраза «Не брат ты мне, гнида
черножопая» воспринималась на ура: вот он смелый, вот он
прикольный, молодец, наказал этих кавказцев, поставил на место.
Будем честны: хамоватые южане в нашей реальности проступали
регулярно, и в таких случаях пассажиры делали вид, что смотрят в
окно, как бы ни при чём. Боялись. А тут – не побоялся, встал,
заступился.
Другие персонажи, наказанные или убитые Данилой по ходу
действия, тоже не вызывали симпатий – они же бандиты. И мы как-то
не догоняли, что Данила, по сути, такой же бандит, запросто и
невозмутимо убивающий, – просто потому что его об этом попросил
брат. Да, было не очень понятно, почему Данила так впрягается за
этого брата, мерзкого упыря и наёмного киллера. Но мы это как-то
смаргивали, не задумывались.
И только теперь ясно, что меломанская любовь героя к
«Наутилусу» и прочему рус-року – просто режиссёрский трюк. Ведь что
тогда мог слушать человек с бэкграундом Данилы? Скорее всего,
что-нибудь «наше, для пацанов», и этак фоном, без любви. В лучшем
случае он знал бы самые народные, массовые вещи Чайфа и Шевчука, и
не искал бы большего. Он же не любит никого, так с чего бы ему
любить и искать по ларькам атмосферный поэтичный «Наутилус»?
Эта подмена потом повторится в «Жмурках» - там герой Дюжева, этакий
одноклеточный дуболом, волей режиссёра был наделён любовью к
эстетской группе
“Sparks”. Там
это было приколом, явной авторской шуткой (а может быть, и
референсом к странному меломанству Багрова). Но в «Брате» мы
повелись и приняли любовь героя к музыке за чистую монету, и даже
за несомненное свидетельство его человечности и богатого
внутреннего мира.
В первом «Брате» воздуха было мало; всё происходило в
очень герметичных, тесных декорациях: подворотнях и
дворах-колодцах, в квартирных тусовках и коммуналках, склепах. А
«Брат-2» вдруг оказался ярко-цветным и размашистым, в каком-то
запросто распахнутом мире: вот наш простак Данила уверенно светится
в телевизоре и запросто кадрит поп-звезду, вот запросто переносится
в Америку, и уже нет границ, всё с чудесной лёгкостью возможно. И
воздуха намного больше, и в финальной сцене мщения герой взбирается
по внешней лестнице небоскрёба – на просторе, как бы над миром,
проговаривая милый детский стишок: «Я узнал, что у меня есть
огромная страна…»
Здесь уже кое-что смущало: и сама атмосфера массового
кино, и эта фантастичная размашистость сюжета, и та сцена, где
Данила, как в игровом шутере, запросто стреляет во всех, кто
встречается на пути – будь то охранники или обслуживающий персонал.
Смутно тревожила мысль: «А эти-то люди чем виноваты? Стоит ли такая
справедливость жизней десятка человек?»
Но это недоумение так и оставалось на краю сознания, почти не
влияло на оценку фильма. Главным казалось то, что андеграунд наш
победил, вышел из подполья, и что нашу любимую музыку теперь знает
вся страна.
А теперь приходится признать – мы выбрали себе в герои
раненого, больного и жестокого человека, который не знает другого
пути, кроме войны между «своими» и «чужими». За оба фильма он
ничего не создаёт – ни дома, ни дерева, ни любви, ни дружбы. Зато
запросто сеет смерть, считает себя вправе наказывать и убивать. При
этом его справедливость постоянно оказывается не нужна тем, ради
которых он впрягается – ни брату-бандиту, ни вожатой трамвая, ни
брату хоккеиста, но он этого не замечает. Он абсолютно уверен в
своей правоте.
P.S.
Понимаю, что ревизия «Брата» идёт уже давно - и возможно, я
просто поздно прозрел, а все, кто мог, уже «Брата» переосмыслили.
Возможно, кто-то сразу, ещё тогда, увидел в нём антигероя. И всё
равно хочу спросить - поменялось ли ваше отношение к «Брату» 20 лет
спустя? Интересно было бы сверить оценки и
восприятие.
P.P.S.
Есть один мастерский разбор на Ютубе, и я с ним согласен полностью
- https://www.youtube.com/watch?v=hbY80ojdGis.
|
</> |