«Не без помощи морозов, доходивших до −200° по Фаренгейту»

Наиболее известные из них:
№1. Зима 1708–1709 годов, предопределившая сокрушительный разгром шведской армии в Малороссии. По крайне косвенным сведениям (систематические наблюдения за погодой тогда не велись), считается самой холодной за полтысячелетия (!).
В результате вымерзло до половины шведской армии, а оставшиеся в живых получили массу разнообразных болячек, совершенно не способствовавших ведению боевых действий.
№2. Зима 1812 года, широко известна. Погода привела к гибели почти 70% армии вторжения только от метеоусловий. Все историки сходятся во мнении, что погода сделала абсолютно все, что могла, чтобы с переправы через Березину не ушел никто.
И вот вчера исполнилось 75 лет началу контр-наступления советских войск под Москвой. Известно, что оно привело к первому серьезному, и исключительно тяжелому, поражению немецко-фашистских войск.
Разгром был настолько серьезным, оставил настолько неизгладимый след в мировой истории, что привел к появлению натуральных мифов. Например, в романе знаменитого русофоба Тома Клэнси (Красный Шторм поднимается) пишется, что в 1941 году немцы были разгромлены под Москвой «не без помощи морозов, доходивших до −200° по Фаренгейту».
Т.е., господин писатель ничтоже сумняшеся нарисовал картину боевых действий при −129° по Цельсию (что на 40° ниже абсолютного рекорда холода планеты Земля).
Была масса факторов, которые предопределили успех советского контрнаступления. И, среди них и вот этот, который с полным основанием можно причислить к номеру три.
№3.

График температур по данным метеостанции центрального аэродрома на Ходынском поле в г. Москва.
Как видим, первое, резкое похолодание пришлось в аккурат на начало декабря, на второй день контрнаступления. Кстати, именно этот фактор привел к печальному концу экзотическую организацию "Легион французских добровольцев против большевизма". В легионе, помимо собственно французских фашистов, служило несколько десятков белоэмигрантов, подданых бывшей Российской Империи (русские, украинцы и грузины). Помимо них, также были арабы, негры и бретонцы.
Практически весь ноябрь 1941 года этот легион вынужден был совершать пеший марш к линии фронта, которой смог достичь только I батальон - в аккурат к морозам...
Советские солдаты ранним утром, после начала атаки, сумели спасти только тех, кто был в линии боевого охранения, те же, кто лег спать, уже не проснулись. В результате уцелевших отвели назад в Польшу и переформировали. Многие из бывших подданных РИ остались в живых (в отличие от французов и негров), и были начисто демобилизованы уже в начале 1942, так как толку от них не было уже никакого.
|
</> |