Не-бесы

топ 100 блогов lev_semerkin30.04.2025 .
«БЕСЫ», А.Хисамиев, ГИТИС, бывш. Мастерская Бутусова, 2024г. (8)

Чтобы сыграть «Бесов» надо оттолкнуться от противоположного полюса, найти в романе тех, кто бесами не является и показать их.
Очень грамотный режиссерский ход.
В центре спектакля Шатов и его жена Marie - бывшая жена, но в данном случае это не существенно. Существенно, что это пара, что рождается ребенок. Живое, животворящее начало (а то, что ребенок не от Шатова тоже несущественно). Семен Шестаков и Ксения Галибина играют в очень эксцентричной, условной, почти клоунской манере, на преувеличенном предельном градусе неврастении, психической вибрации и это работает на образ и на идею спектакля.
Они земные, грешные, телесные, босые, грязные, глупые, наивные.
В «Короле Лире» был Бедный Том, а здесь таких двое, пара. Бедный Том был одержим (Эдгар изображал одержимого) и эти двое тоже одержимы бесами, они жертвы бесов, но бесовское затронуло только поверхность, а внутри они остались чисты. Получается очень трогательно, особенно лирический дуэт под лирическую музыку, почти танец, театр тела (она хватает его за оттопыренный пальчик).

На противоположном полюсе – одетый, застегнутый на все пуговицы, чистенький очкарик Петр Верховенский (Фёдор Бычков). Тоже сдвинут в эксцентрику. Совсем молодой, начинающий только открывающий возможность манипулировать людьми, очень волнуется, буквально пугается собственной тени.

Есть еще Кириллов и все. Четырьмя персонажами романа инсценировка исчерпывается.
Кириллов сыгран неэксцентрично и поэтому выпадает из общей манеры. Актер слишком спокойный, остается в пределах приличия, нормальности, а нужна явная упертость. Верховенский говорит, что не понимает Кириллова, вот и зрители его не понимают.

Фон спектакля бутусовский, темные птичьи образы (бесы – вороны).
А финал богомоловский.
В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам – надо разорвать порочный круг. Совершить побег - выход из пространства спектакля, из сценической коробки, из театрального здания. У Богомолова это происходит в реальности, Кириллов срывается с траектории Достоевского и сбегает из пространства романа и из пространства спектакля (https://lev-semerkin.livejournal.com/849845.html).

А здесь побег происходит уже за пределами земной жизни Кириллова, Шатова и Marie. Актеры разбирают стену задника и выбегают на воздух, в дождливый московский вечер, на площадку позади здания ВШСИ.
Много раз использовали этот прием в театре (начиная с «Трех сестер» на Таганке) и всегда это производит сильное впечатление.

Оставить комментарий

Популярные посты:
staryiy">staryiy
staryiy Спа-отель «Pühajärve Spa & Holiday Resort», Эстония
Архив записей в блогах:
Пусть моя маленькая родина на берегу Балтийского моря живет и процветает. У каждого из нас хранятся в душе воспоминания о чернике и комарах , которую собирал в лесу, белом песке взморья, шумящих соснах или рябине под окном дома, где родился, о красавице Риге или маленьком городке ...
Поймал штук пять случайно. Клёва вообще нет. Устал как лошадь, замёрз как суслик, злой, как собака. Дебильное, тупое и бесполезное времяпровождение, фу-фу-фу! Завтра опять еду... ...
Вот посмотрите на эту еду. Как сфотографировать это блюдо, чтобы пробудить у едоков аппетит? Если снимать честно, без прикрас, то, что есть на самом деле, получается вот такая картинка. Наверное можно снять полусырые продукты, сложить их вместе, полить каким-то обволакивающим, полу ...
И мы такие с Вариным папой лежим в кровати, смотрим кино. Пьем чай с коньяком. Зима, чай с коньяком отлично пошел. Варин папа периодически восклицает: - Я не понял, почему я закачал, именно, этот фильм? Вопрос остается без ответа. Фильм детский. Кстати, очень рекомендую для семейного ...
Тоска по далёкому прекрасному городу не в том, что меня в нём нет - могу быть, стоит только купить билет - а в том, что я не в нём появилась на свет, не в нём росла, не его впитывала в себя, в том, что он не мой родной и его люди с их бытом, паролями, памятью - чужаки для меня. ...