рейтинг блогов

Названия болгарских авиационных частей

топ 100 блогов alexww104.06.2024
Названия болгарских авиационных частей   Названия болгарских авиационных частей   Названия болгарских авиационных частей   Названия болгарских авиационных частей

Рассматривается только авиация без учёта воздухоплавания и только боевые части без учебных и прочих вспомогательных.


1. Период 1912 – 1920 гг.

Аеропланно отделение. Аналог русского авиаотряда.

        Когда болгарской армии хватало ресурсов только на одну такую часть, она оставалась безномерной, а если на несколько, то им присваивали номера по порядку.






2. Период 1921 – 1924 гг.

Въздухоплавателно отделение.

        По мирному договору военная авиация в Болгарии была ликвидирована в начале 1920 года, но в апреле 1921 из её остатков сформировали один авиаотряд, который передали под контроль жандармерии [Въздухоплавателното жандармерийско] и использовали для нужд полиции и пограничной охраны.
        В 1924(?) его расформировали, поставив финальную точку в истории первых болгарских ВВС.




3. Период 1927 – 1946 гг.

        С воссозданием ВВС, в то время ещё нелегальных, появилась и новая терминология.

Ято («стая птиц»). Аналог эскадрильи.

        Исходно сформировали три ято разного назначения: ловджийско («охотничье»; впоследствии термин изменили на изтребително), бомбардировъчно и разузнавателно. А так как официально никаких военных авиачастей быть не могло, то эти названия тогда поминались только в секретных документах, а открыто ято именовали спортно, транспортно и пощенско (т.е. «спортивным», «транспортным» и «почтовым»).


Крило. Аналог звена как части эскадрильи (а также штабных звеньев частей и соединений более высокого уровня).

        Не знаю, когда конкретно появилось это название, но к середине тридцатых оно уже точно было.


Орляк (ещё один синоним «стаи птиц»). Аналог группы.

        В 1930 в болгары превратили свою военную авиацию во всё ещё подпольные, но уже почти полноценные ВВС, сведя имевшиеся ранее ято в смесен орляк (смешанную группу) и дополнительно сформировав морско ято.
        И всё это вместе с учебными и вспомогательными частями получило название Въздухоплавателен полк, в 1932 переименованный в Въздушен полк. Но в данном случае это была не часть, или соединение, а название для ВВС.

        К лету 1934, когда ВВС переименовали в Въздушни войски и выделили в отдельный вид вооружённых сих, термин «смесен» заменили на «армейски», а самих строевых орляков армейской авиации стало уже два (номерных), а ещё через два года к ним добавили третий.
        И он то ли исходно рассматривался как изтребителен, то ли стал таковым в январе 1937 с поступлением истребителей He 51. В следующие несколько месяцев туда же поступили истребители ещё двух типов: тренировочного Fw 56 и боевого PZL P.24. Машины поровну распределили между подразделениями части (по одному крило на каждый из типов во всех трёх ято), добавив таким «разнотипьем» головной боли лётному и техническому составу.
      Что тогда было с первыми двумя орляками мне не известно: их могли оставить как есть, а могли тоже сделать «гомогенными» (линеен, т.е. непосредственной поддержки и разузнавателен). И последний вариант представляется более вероятным.

        В июле 1937 ввиду поступления из Германии новых самолётов (Ar 65 и Do 11) и выхода военной авиации из подполья организацию ВВС ещё раз поменяли, расформировав прежние орляки и сформировав взамен них новые: три армейских (смешанных) и 5-й бомбардировъчен (четвёртый номер был зарезервирован для ещё одного армейского, который планировали сформировать позднее).
        Если говорить об истребителях, то «Пулавчаки» пошли на вооружение истребительного ято 1-го орляка, «Арадо» – 2-го, а «Хейнкели» – 3-го, «Фокке-Вульфы» же к тому времени уже успели передать из строевых частей в учебные.

        В ноябре 1939 в преддверии ещё одного крупного (по болгарским меркам) поступления техники организацию ВВС в очередной раз поменяли: бомбардировочный орляк оставили без изменений, а взамен армейских были сформированы «гомогенные» 1-й «линейный», 2-й истребительный и 3-й разведывательный, плюс ещё один безномерной Образцов орляк смешанного состава (по одному «линейному», истребительному и разведывательному ято) – это был уменьшенный до одной группы аналог немецких Lehr Gerschwader.
        Попутно изменили систему нумерации подразделений: боевым ято стали присваивать трёхзначные номера, в которых первой цифрой шёл номер орляка, последняя указывала на назначение подразделения («1» – исходно «линейное» ято, а с 1943 также Щука и Щурмови [и тут надо помнить, что болгарская буква «щ» – это вовсе не «ще», а отсутствующий в русском языке звук «шт»], «2» – истребительное, «3» – разведывательное, иначе войскове и войскове разузнавателно; про бомбардировочное я почему-то не записал, но по логике должно быть «4»), а второй цифрой шёл порядковый номер ято данного назначения в составе ВВС.
        При этом для «образцовых» ято эту систему слегка изменили, и первой цифрой у них стала «9», второй – «0», а третья соответствовала описанному выше стандарту.
        Применительно к истребительной авиации номера ято были следующими: 212-е, 222-е, 232-е и 242-е (все на Avia B.534) в составе 2-го истребительного орляка и 902-е (на P.24) в образцовом, а истребители прочих типов к тому времени уже передали в учебные части.

        В середине июня 1940 маятник качнулся в противоположную сторону, и первые три орляка опять расформировали, сформировав взамен четыре армейски смесен (по одному на общевойсковую армию).
        И для ято, в результате этой реорганизации сменивших подчинение, соответствующим образом поменяли первую цифру их номера.
        Например, истребительные ято №№ 212, 232 и 242 переименовали в 112-е (1-й орляк), 332-е (3-й) и 442-е (4-й) соответственно, а 222-е (2-й) и 902-е (Образцов) сохранили прежние названия.


Полк. На этот раз как соединение, а не название ВВС.

        1 июля 1940 все номерные орляки (т.е. четыре армейских и бомбардировочный) с сохранением прежней нумерации развернули в полки двухорлякного состава, плюс сформировали 6-й изтребителен полк, также в составе двух орляков. При этом «именной» образцовый орляк остался неизменным.
        Систему нумерации ято менять не стали, только первая цифра для подразделений, входивших в состав полка, стала указывать именно на полк, а не орляк.
        А орляки, входившие в состав полка стали обозначать дробями с порядковым номером орляка в полку в числителе и номером полка в знаменателе.
        Если рассматривать истребительную авиацию, то ято армейских полков остались без изменений в названиях и вооружении, разве что техникой им пришлось поделиться с формирующимися 652-м и 662-м ято орляка 2/6 (даты фактического формирования как самого орляка, так и его ято мне не известны).
        А в составе 1-го орляка 6-го полка в августе 1940 сформировали одно безномерное ято “Стрела” на только что полученных «Стрелах», т.е. Bf 109E. Чуть позже (вероятно, в сентябре) ему всё же присвоили номер 682, а в октябре изъяли половину самолётов для формирования 292-го ято того же орляка.

        В феврале 1941 в составе орляка 1/6 сформировали третье ято – № 672, получившее на вооружение «пулавчаки» из расформированного тогда же 902-го ято Образцового орляка. Точнее, это официально было расформирование одной части и формирование новой, но вполне возможно, что по факту это был простой перевод с переименованием. Год спустя польские истребители списали в учебные, а взамен ято начало переучивание на Bf 109E.

        В апреле 1942 по опыту кампании предшествующего года провели новую реорганизацию ВВС, расформировав все четыре армейских полка и Образцов орляк, взамен сформировав 1-й разведывательный и 2-й «линейный» полки, в которых собрали все ято соответствующего назначения.
        А все армейско-истребительные ято тогда передали в состав 6-го полка, где они стали 612-м, 622-м и 632-м 1-го орляка и 642-м 2-го. При этом прежние ято 2-го орляка остались на месте, а все старые ято 1-го перевели в только что сформированный орляк 3/6.


Въздушната ескадра.

        Авиационное соединение из нескольких полков («линейного», бомбардировочного и истребительного), подчинённое верховному командованию, а не штабам армий. Сформировано в ходе апрельской реорганизации 1942 года.

        В августе 1943 после поступления первой партии Ju 87 и провальной попытки перехвата «Либерейторов» на Avia B.534 2-й полк переформировали из «линейного» в штурмовой в составе двух орляков: 1/2. щука орляк на «Юнкерсах» и 2/2. щурмови орляк на истребителях-бипланах, поступавших туда по мере перевооружения подразделений 6-го полка на более современную технику (Bf 109G и D.520).

        С формированием в декабре(?) 1943 орляка 4/6 число истребительных ято стало двухзначным, что заставило немного изменить принцип нумерации для новых подразделений: 712-е, 722-е и 732-е ято. Первое ято сформировали сразу, а два других добавили в начале 1944, но уже в июне 4-й орляк вместе со всеми его подразделениями расформировали, а персонал и технику направили на пополнение других частей.

Болгарская истребительная авиация в 1943-1945 гг

                6. изтребителен полк

        1/6. изтребителен орляк
612. изтребительно ято          B.534, позже D.520
622. изтребительно ято          B.534, позже D.520
632. изтребительно ято          B.534, позже D.520

        2/6. изтребителен орляк
642. изтребительно ято          B.534, позже D.520, затем Bf 109G
652. изтребительно ято          B.534, позже D.520, затем Bf 109G
662. изтребительно ято          B.534, позже D.520, затем Bf 109G

        3/6. изтребителен орляк
672. изтребительно ято          Bf 109E, позже Bf 109G
682. изтребительно ято          Bf 109E, позже Bf 109G
692. изтребительно ято          Bf 109E, позже Bf 109G

        4/6. изтребителен орляк
712. изтребительно ято          D.520
722. изтребительно ято          D.520
732. изтребительно ято          D.520





4. 1946 год.

        После сентябрьского переворота 1944 года организация болгарских ВВС не менялась, но в феврале 1946 провели небольшой ребрендинг.

Рояк («рой») – новое название для полков. Впрочем, оно так и не прижилось, и в конце года вернули прежнюю терминологию ... ненадолго (всего на несколько недель).

        Одновременно с переименованием полков изменили нумерацию орляков, выкинув из неё слэш и превратив таким образом дроби в двухзначные числа. Например, орляки 1/6 и 2/6 тогда стали 16-м и 26-м. И новая система нумерации благополучно сохранилась при переходе к стандартам следующего периода.




5. Советский период.

        В начале 1947 года при сохранении прежней нумерации названия авиачастей привели в соответствие с советской практикой: полк стал авиационна дивизия, орлякавиационен полк, ятоескадрила. Что стало с термином «крило» я не в курсе, про нумерацию эскадрилий тоже.

        Позже с увеличением числа авиачастей началось формирование соединений более высокого уровня – авиационен корпус.




6. Постсоветский период.

        Постсоветское сокращение болгарских ВВС привело к переходу на «территориальную» структуру из нескольких частей полкового уровня, именуемых авиобаза.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Только что по аллее прошла Коза - большая и белая))))) Усталая очень - уже третий день по городу ходит-бродит...флаеры раздаёт)) Куда-чего-зачем - не знайу! :) Но что-то хорошее - точно!!) ...
Бывают разные опросы про любимый виски, лучший виски и т.д. Я их не очень люблю, потому они слишком размыты. Давайте я сформулирую более конкретно. Представьте, что вы отправляетесь жить на шесть месяцев на остров в океане. Бухло на острове есть ...
Вернее, Энжел. Самая красивая актриса взрослых фильмов. Благодаря своей внешности она получала главные роли, отличные гонорары и международное призвание. Было это всё не так уж давно. Девушка пять лет снималась снималась в пoрнушкe, а потом ушла. И пропала. Появилась только сейчас. ...
Месяц назад я вышла замуж и переехала за границу. Муж - австриец , но говорит на русском языке. Сложилась ситуация , что он постоянно натработе и занят своими делами , а я за неимением занакомых здесь и за не знанием языка вынуждена сидеть дома. А для меня это просто убийственно. Я привык ...
...