Назад, назад, в средневековье
pandadao — 18.11.2010 Покуда блогосфера озабочена очередными разоблачениями Навального и борьбой с пробками Собянина, как-то совершенно незамеченной осталась одна новость, по своим последствиям могущая легко превзойти эту возню в песочнице с документами и ларьками.17 ноября Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Помнится, еще Петр I, обеспокоенный явной необходимостью модернизации страны, начал процесс секуляризации церковной собственности, прежде всего земли. Ну а закончен был этот процесс при Екатерине манифестом о секуляризации церковных земель в 1764 году. Нынче же история поворачивается вспять, и государство раздает свою собственность направо и налево, главное хорошо попросить. Ну а просить церковники умеют.
Что же это за закон-то такой? Да очень просто. Теперь по первому требованию любой религиозной организации государство обязано передать ей "имущество религиозного назначения", а именно "здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, монастырские, храмовые и иные культовые комплексы, предназначенные для религиозных обрядов и церемоний, религиозного образования и т.д. А также предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей"."
Вот так вот просто и со вкусом. Вот она, соль проекта. Всё остальное - несущественно, главное - в самом начале, в посылке закона. В том, что церковь может стать крупнейшим собственником на территории РФ и получить в свое владение множество объектов недвижимости вместе с землей, кстати. Во владение, а не в "распоряжение", как это происходит сейчас. А всё остальное, повторюсь, несущественно, все эти поправки, делающие принятый закон немножко более вменяемым, чем его первоначальный вариант. Все эти списки якобы неподлежащих передачи объектов. Все эти разговоры и дискуссии о правомерности. Все это детали, пустяки по большому счету - главное неизменно. Теперь по воле иерархов РПЦ государство обязано подарить им любой приглянувшийся им объект, имевший когда-либо религиозное назначение или находящийся в едином комплексе с таким объектом. Под это определение, кстати, прекрасно подходит Московский Кремль - однако он в списке всемирного наследия ЮНЕСКО, а объекты из этого списка передаче церкви пока еще не подлежат. А вот какой-нибудь Ростовский кремль - запросто, ведь передаче также принадлежат "здания для временного проживания паломников, помещения в не относящихся к имуществу религиозного назначения зданиях, строениях, сооружениях, предназначенные либо предназначавшиеся для совершения и обеспечения указанных видов деятельности религиозных организаций…". А разве нельзя объявить стены кремля, сооружениями, предназначенными для обеспечения деятельности находящихся на кремлевской территории храмов? Да легко.
Во втором чтении в закон все-таки были внесены некоторые послабления. Теперь выгоняемым из передаваемых помещений организациям все-таки должны быть предоставлены в шестимесячный срок новые помещения - правда, какие именно и каким образом, неизвестно. Теперь религиозная организация должна предоставлять доступ в полученные здания и помещения (опять таки без конкретики) и обеспечивать сохранность переданного имущества. На примерах московского законодательства о памятниках культуры все мы представляем, как именно будет обеспечена эта сохранность. Все остальные вопросы и опасения музейщиков и искусствоведов, конечно же, остались без ответа, а если уж представителя власти открывали рты на обсуждениях готовящегося законопроекта, то кроме невежества и вранья ничего слышно не было. Хороший пример подобного "обсуждения" можно почитать тут, где научный сотрудник Третьяковской галерии Левон Нерсесьян комментирует выступление Сергея Попова, председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, члена Единой России. В скобках замечу, что этот депутат - хороший пример компетентности слуг народа. Главный думский спец по религии закончил Горный институт и Высшую партийную школу, а ныне является профессором Академии военных наук. Прекрасная подготовка.
Подоплека принятия закона, на первый взгляд, очевидна. Недвижимость - самый лакомый кусок для всех. Понятно, что полуразвалившиеся сельские храмы никому не нужны, а вот приватизировать, допустим, территории бывших московских монастырей с сохранившимися остатками каких-нибудь богаделен - весьма лакомое предприятие. Но кроме очевидных экономических причин у любого столь масштабного явления всегда есть причины и другого, идеологического, я бы даже сказал метафизического, порядка. Какие - покажет нам интервью с архимандритом Тихоном Шевкуновым, настоятелем Сретенского монастыря и председателем Патриаршего совета по культуре. Кстати, биография отца Тихона не менее прекрасна, чем г-на Попова, достаточно лишь сказать, что его друг и соратник по редколлегии журнала "Русский дом" Николай Леонов - бывший...генерал-лейтенант КГБ СССР, замначальника Первого Главного управления в 70-е годы. Того самого управления, где в те же годы работал В.В. Путин. Но вернемся к интервью...вот его полный текст, для интересующихся, но на самом деле достаточно лишь одной знаковой цитаты:
И: Мне кажется, для нашей страны духовность гораздо важнее культуры...Более того, культура - как набор цивилизационных норм - зачастую противоречит духовности.
О. Тихон: Не могу не согласиться.
Вот так вот. Церкви не нужна культура. Государству не нужна культура. Не нужны культурные граждане в стране. Да оно и понятно - культура подразумевает мысль, мысль подразумевает понимание. А как можно управлять стадом, которое думает и понимает? Это уже не стадо, а люди. Которые, мерзавцы, еще и о "цивилизационных нормах" думают и уже не хотят жить в дерьме, грязи, нищете и паскудстве. Пусть уж лучше бухают, дерутся и гадят по подъездам.
Бескультурно, зато духовно.
|
</> |