Найди художника: 10 картин с тайными автопортретами мастеров
non_critical — 24.07.2024В 1434 году Ян ван Эйк, возможно, положил начало тому, что стало почтенной традицией: художники начали вставлять автопортреты в изображения других сюжетов — как современных, так и исторических. Более того — художники иногда вставляют себя в сцены событий, произошедших задолго до их рождения. Это как если бы Леонардо да Винчи появился на фотографии с Юлием Цезарем!
Иногда автопортреты служат данью уважения предмету картины или направляют наше внимание на определенный аспект нарисованной сцены. Это как если бы художник говорил нам: "Посмотрите сюда!". А иногда они представляют собой лукавые послания художника зрителю — маленькие загадки, которые мы должны разгадать.
В статье я собрала подборку из 10 примеров художников, которые вставляли себя в сцены, которые они писали.
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434
Одним из самых известных примеров этого уникального художественного феномена является картина "Портрет четы Арнольфини" Яна ван Эйка. В этом произведении итальянский купец Джованни ди Николао ди Арнольфини стоит со своей женой (чья личность до сих пор остаётся загадкой и предметом споров), подняв руку в знак приветствия. Картина создаёт ощущение присутствия благодаря множеству тонких деталей.
Особое внимание привлекает выпуклое зеркало в центре композиции. В его отражении видны двое мужчин. Один из них также поднимает руку в приветственном жесте и носит красный шаперон — модный головной убор того времени, напоминающий тюрбан. Этот элемент позволяет предположить, что перед нами сам художник Ян ван Эйк, который изобразил себя таким же образом на автопортрете 1433 года. Такие нюансы делают эту картину выдающимся примером зарождения нового жанра в искусстве.
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. 1475
Созданная великим итальянским мастером эпохи Возрождения Сандро Боттичелли для украшения часовни во Флоренции, эта великолепная картина переносит нас в волшебный мир библейской сцены поклонения волхвов новорожденному Христу. Эта тема была излюбленной среди художников того времени, предоставляя им возможность изобразить богатство и роскошь через драгоценные материалы и элегантные одежды.
На переднем плане мы видим влиятельных членов банковского и меценатского клана Медичи, что придает сцене дополнительный исторический вес. Среди них выделяется заказчик картины, Гаспаре ди Дзанобе дель Лама, облаченный в синюю мантию с белыми волосами, стоящий справа и пристально смотрящий на нас. Его взгляд словно приглашает нас стать частью этого значимого момента.
Но не только Гаспаре ди Дзанобе дель Лама обращает на себя внимание зрителя. Слева от него, в золотисто-коричневом плаще, стоит сам Сандро Боттичелли. Художник включил свой автопортрет в композицию, что было редкостью для того времени. Его взгляд, направленный прямо на зрителя, создает ощущение личного присутствия мастера, добавляя еще один слой интриги и глубины к этой уже и без того впечатляющей работе.
Эта картина не просто отображает религиозную сцену; она является окном в мир эпохи Возрождения, где искусство, политика и личные амбиции переплетаются в одном великолепном полотне.
Рафаэль Санти. Афинская школа. 1509-1511
Эпоха Возрождения ознаменовалась возвращением к античным идеалам и мудрости. Художники того времени стремились почтить великих мыслителей прошлого. Одним из ярких примеров этого является знаменитая фреска Рафаэля "Афинская школа".
На этой фреске изображена величественная сцена собрания древних философов, математиков и учёных. В центре композиции выделяются Аристотель и Платон — два титана философии. Вокруг них можно увидеть таких выдающихся фигур, как Архимед, Гераклит, Сократ и Заратустра. Каждый из них внес огромный вклад в развитие науки и философии.
Интересно, что сам Рафаэль изобразил себя на этой фреске. Он стоит рядом с многогранным Птолемеем — математиком, астрономом и географом, глядя прямо на зрителя. Этот автопортрет добавляет личное измерение к произведению, подчеркивая связь между прошлым и настоящим.
Квентин Массейс. Меняла и его жена. 1514
Массейс изобразил мужчину, взвешивающего драгоценности и кусочки золота, в то время как его жена, склонившись к нему, читает духовную книгу. На первый взгляд, это просто сцена повседневной жизни в шумном городе, экономика которого зависела от таких профессионалов. Однако художник добавил в картину иллюстрацию Христа и Девы Марии, напоминая зрителю о том, что есть более высокие цели, чем прибыль.
На переднем плане картины мы видим небольшое выпуклое зеркало. В его отражении открывается окно, выходящее на город Антверпен. Более того, в этом зеркале можно заметить самого художника за работой. Это создает ощущение, будто мы стоим за этим окном и заглядываем внутрь мастерской.
Такое внимание к деталям и символике делает картину не просто изображением повседневной сцены, а глубоким размышлением о духовных и материальных ценностях.
Микеланджело. Страшный суд. 1536-41
Мастер эпохи Возрождения Микеланджело приступил к росписи Сикстинского потолка по заказу папы Юлия II, когда ему было уже за 30 лет, в период между 1508 и 1512 годами. С самого начала это был невероятно трудный заказ. В одном из своих стихотворений 1509 года он даже жаловался: «Моя кисть, которая все время надо мной, капает краской, так что мое лицо становится прекрасным полом для помета!» Несмотря на все трудности, Микеланджело вернулся в капеллу спустя примерно 25 лет, чтобы создать грандиозное произведение — "Страшный суд" над алтарной частью. К моменту завершения работы ему было почти 67 лет, и мы можем только представить его страдания. Но к счастью, он оставил нам знак своего присутствия.
Среди более чем 300 фигур на картине есть святой Варфоломей, который держит свою содранную кожу как символ мученичества. Микеланджело хитро заменил лицо святого своим собственным. Этот скрытый автопортрет был впервые замечен итальянским врачом и писателем Франческо Ла Кава, который опубликовал книгу об этом открытии в 1925 году, к 450-летию со дня рождения великого мастера.
Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-10
Представьте себе сцену: молодой пастух Давид стоит лицом к лицу с гигантом Голиафом, держа в руках лишь простую рогатку. Один точный выстрел — и великан повержен. Эта древняя библейская история обрела новое измерение в руках гениального художника Микеланджело Меризи да Караваджо. В своей картине он заменил голову Голиафа на свою собственную, придавая сюжету личную и трагическую глубину.
Но что же побудило Караваджо на такой смелый шаг? Возможно, это была отчаянная попытка спасти свою жизнь. Незадолго до создания этого шедевра художник оказался втянутым в кровавую драку и случайно убил члена влиятельной семьи. За его голову была назначена награда. В надежде на помилование Караваджо мог отправить эту картину своему покровителю как молчаливую мольбу о пощаде.
К сожалению, его надежды не оправдались. Через несколько лет после создания картины Караваджо умер, так и не дождавшись прощения. Однако его полотно продолжает завораживать зрителей своими глубокими эмоциями и драматизмом. Недавно оно вновь оказалось в центре внимания благодаря появлению в новом сериале Рипли, где искусство и история переплетаются в захватывающем сюжете.
Клара Петерс. Натюрморт с сыром, миндалем и кренделями. 1615
Натюрморты с аппетитными блюдами и изысканными напитками были одним из ярчайших направлений нидерландского искусства XVII века. Картина Клары Петерс, талантливой художницы из Антверпена, является настоящей жемчужиной этого жанра. Несмотря на то что о самой художнице известно сравнительно немного, её вклад в искусство неоспорим. Маурицхёйс, музей, владеющий этой картиной, утверждает, что Петерс была одной из первых, кто начал изображать пищевые натюрморты. Помимо разнообразных продуктов питания, на полотне можно увидеть такие роскошные предметы, как позолоченный венецианский бокал и китайское блюдо.
Что делает эту картину особенно уникальной, так это то, как Петерс ввела себя в образ. Во-первых, она "подписала" своё имя на рукоятке серебряного свадебного ножа. Во-вторых, и это действительно требует внимательного взгляда, её лицо в белом чепце отражается в оловянной крышке фаянсового кувшина. Этот тонкий автопортрет добавляет картине особую глубину и личное прикосновение.
Как вы думаете, почему Клара Петерс выбрала именно такие способы самовыражения? Возможно, таким образом она стремилась оставить свой след в истории искусства, несмотря на то, что её имя долго оставалось в тени.
Диего Веласкес. Менины. 1656
Веласкес создал целый мир на полотне высотой в 3 метра, признанный одним из величайших шедевров европейского искусства. Этот шедевр, изображающий пятилетнюю инфанту Маргариту Терезу, дочь испанского короля Филиппа IV, и её окружение, не перестаёт вызывать восхищение и споры среди искусствоведов.
Веласкес мастерски играет со слоями иллюзии и реальности, создавая связь между «реальным» пространством и пространством на полотне. На среднем плане мы видим самого художника с кистью и палитрой в руках, работающего над огромным полотном, обращённым от зрителя. Это приглашает нас задуматься: что же изображено на этом полотне?
В дальнем углу картины, в зеркале, отражаются две фигуры в полный рост. Кто они? Возможно, это король и королева, стоящие в той же позе, что и зритель. А может быть, это отражение тех самых фигур, которые Веласкес запечатлевает на своём полотне. Эта загадка добавляет картине дополнительный слой интриги.
Что значит для Веласкеса поместить себя среди столь уважаемых персон? Искусствоведы предполагают, что он стремился к возвышенному статусу художников. В то время шли горячие споры о том, является ли живопись свободным искусством или просто механическим ремеслом. Веласкес своей работой занял чёткую позицию в этом вопросе.
Жак-Луи Давид. Коронация императора Наполеона I. 1806-07
Величественный момент запечатлен на полотне: Наполеон Бонапарт короновал себя императором почти всей континентальной Европы. Это произошло в соборе Нотр-Дам в Париже перед 20-тысячной толпой, среди которой были высшие международные сановники — королевские особы, министры и послы, а также сам папа Пий VII. Папа должен был возложить корону на голову Наполеона, но в дерзком акте самоутверждения, Наполеон схватил корону и сам водрузил ее на свою голову. Этот момент стал символом его несгибаемой воли и амбиций.
Однако, несмотря на название картины, на самом деле на ней изображена коронация императрицы Жозефины. Художник запечатлел этот исторический момент с потрясающей детализацией. На балконе можно увидеть самого художника который делает наброски. Его картина шириной в 10 метров произвела такой фурор, что он даже создал отдельное полотно, изображающее публику, разглядывающую его работу в Лувре, где она сейчас и находится.
Анри де Тулуз-Лотрек. В Мулен Руж. 1892-95
Легендарный ночной клуб Moulin Rouge («Красная мельница», так названный из-за яркой красной ветряной мельницы на его крыше) стал символом Belle Époque — золотого времени между Франко-прусской и Первой мировой войнами. В этот период Монмартр был центром притяжения для художников, рабочих, предпринимателей и странников со всего мира.
Каждый вечер они стекались сюда, чтобы насладиться зрелищами, которые могли предложить только стены Moulin Rouge. Именно здесь родился знаменитый танец канкан — взрыв энергии, страсти и акробатических трюков. Но канкан был лишь началом; клуб славился своими новаторскими и часто скандальными представлениями, которые бросали вызов устоям общества.
Анри де Тулуз-Лотрек, один из самых известных художников того времени, увековечил Moulin Rouge в своих ярких афишах. Его работы не только привлекали публику, но и стали неотъемлемой частью визуальной культуры Belle Époque. На одной из таких афиш он изобразил себя в виде миниатюрной фигурки в центре сцены, сопровождаемого своим кузеном, врачом Габриэлем Тапие де Селейраном.
Титры
Текст подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды
Еще почитать:
• Эрнст Гомбрих: возможно, главный теоретик истории
искусства
• 4
художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории
искусства
• Рене Магритт: мастер загадок на холсте
• Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой
скандал?
• Музы и модели: таксы в искусстве
|
</> |