Друзья по переписке: Артемизия Джентилески и Галилео Галилей
non_critical — 19.07.2024Возможно, ученый повлиял на художественные решения художницы
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как великие умы прошлого вдохновляли друг друга? На ум сразу приходит Сальвадор Дали, черпающий идеи у Зигмунда Фрейда. Но знаете ли вы, что художница Артемизия Джентилески поддерживала переписку с самим Галилео Галилеем?
Артемизия Джентилески, одна из самых значительных художниц XVII века, была в переписке с знаменитым астрономом Галилео Галилеем. В одном из своих писем в 1635 году она попросила Галилея отозваться о её работах с добром перед великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи, как он уже делал в 1620 году.
Дочь известного художника Орацио Джентилески, Артемизия не только превзошла славу своего отца, но и стала первой женщиной, принятой в Академию дизайна во Флоренции. Её жизнь была полна испытаний: в 1611 году она пережила изнасилование со стороны помощника своего отца Агостино Тасси и прошла через унизительный судебный процесс. Этот опыт нашел отражение в её знаменитой картине "Юдифь, обезглавливающая Олоферна" (ок. 1614-20), где художница изображает себя в роли Юдифи, мстящей за свои страдания.
Галилей был старше Джентилески почти на 30 лет и прославился как первый в мире современный ученый. Он изобрел собственный телескоп, астролябию, компас и предшественника термометра. Его открытия в области космоса, включая четыре крупнейшие луны Юпитера, фазы Венеры и открытие о Млечном Пути, навсегда изменили наше представление о Вселенной.
Пара познакомилась во Флоренции в начале XVII века, когда Галилей работал над своей знаменитой книгой "Две новые науки" (1638). В этой работе обсуждаются кинематика и прочность материалов. Их знакомство переросло в плодотворную переписку, которая оказала значительное влияние на творчество Джентилески.
Артемизия Джентилески обратилась к Галилею за советом при создании второй версии своей картины "Юдифь, обезглавливающая Олоферна". Исследования Галилея о траектории движения снарядов могли оказать влияние на то, как художница изобразила кровь, вытекающую из шеи Олоферна по дуге. В первой версии картины кровь просто стекала вниз по шее.
Галилей изучал поведение пушечных ядер при выстреле, но те же физические законы можно было применить и к летящим жидкостям. Историки Дэвид Топпер и Синтия Гиллис в своей работе "Trajectories of Blood: Artemisia Gentileschi and Galileo's Parabolic Path" (1996) утверждают, что если Джентилески не была свидетелем реального обезглавливания, то вполне вероятно, что Галилей был одним из ее главных вдохновителей для создания более научно точной второй версии картины.
На момент их знакомства Галилей был придворным математиком и философом при дворе великого герцога Козимо II. Именно герцог поручил Джентилески создать копию "Юдифи". Исследователи считают, когда Артемизия получила заказ от Козимо II, она использовала открытия Галилея для реалистичного изображения брызг крови.
Считается, что картина Джентилески "Аллегория склонности…" также содержит намек на их дружбу. Обнаженная фигура на картине держит компас — изобретение Галилея, которое также может символизировать его исследования магнетизма. Яркая звезда на небе изображена в стиле, похожем на то, как Галилей представил звезды в своей работе "Звездный вестник", первой опубликованной работе о наблюдениях с помощью телескопа.
Таким образом, сотрудничество Галилея и Джентилески не только обогатило их собственные работы, но и оставило след в истории искусства и науки. Эти две выдающиеся личности нашли друг в друге вдохновение и поддержку, несмотря на все трудности своего времени.
Титры
Текст написан Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды
Еще почитать:
• 5
женщин-художниц эпохи Возрождения — от флорентийской монахини до
фламандской портретистки
• 4
художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории
искусства
• Рене Магритт: мастер загадок на холсте
• Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой
скандал?
• Музы и модели: таксы в искусстве
|
</> |