Навеяно Новодевичьим.
golovac — 20.11.2019Начну с простого и короткого. С могилы родителей Надежды Крупской.
Обратите внимание на даты смерти родителей. Константин Игнатьевич скончался в 1883 году. Наденьке 14 лет, маменька гувернантка. Средств к существованию -пшик. Участок на дорогом кладбище заранее выкупил папенька, когда был при должности, пусть и небольшой. Это факт установленный историей.
Но эта же история не слишком афиширует тот факт, что 1897 году Елизавета Васильевна продала участок с могилой мужа, чтобы найти деньги на устройство судьбы своей дочери-революционерки. Надежда Константиновна мотала срок с 96-го года в уфимской ссылке, а Владимир Ильич присел в Шушенское на следующий год.
Почти целый год ушел на получение разрешения для воссоединения влюбленных. Мама суетилась больше всех, наверное ей не глянулась Уфа или внуков очень хотела. Она же с Надюшей по ссылкам ездила! И когда проклятый царизм дал добро на переезд (такая была у наивных правителей неправильная мысль- семья отвлечет революционеров от темных дел, наивные), папаню продали вместе с участком земли!
Мама умерла в 1915, а это значит, что папиного участка еще не вернули, а админресурса не приобрели. Ясно, что захоронение появилось уже после переворота, а памятник и того позже, но тогда они могли уже ВСЕ.
На моей памяти это единственный случай конвертации отцовской могилы в приданое.
Доктор Боткин поразил меня семейными хрониками. Вроде бы его папа из маленького Торопца Псковской губернии (читай, дважды «Зажопинска» Российской империи) сумел выбиться в купцы Первой гильдии и имел крупную оптовую торговлю чаем с Китаем. Еще раз: Торопец- Китай! А ничего, что в то время Транссиба не было? И с переводчиками Гугл была проблема, наверняка. Но мужик не только этим был славен. Сходив дважды замуж, он заделал 25 (прописью- двадцать пять!!!) детей. Выжило чуть более половины (14, если точно) , среди них и будущий доктор. Тут я наткнулся на непонятку. Пишут, что Сергей Петрович хотел стать математиком, но к моменту его поступления в университет в 1850 году нехороший Николай Первый (Палкин) запретил детям купцов НЕ Первой Гильдии поступать куда-либо кроме медицинских факультетов. Папа- Петр Кононович- стал членом Первой гильдии еще в 1810 году, так в чем же дело? Может к тому времени ушел в мир другой, и незачет по происхождению пришел? Или разжаловали? Не знаю, но получилось неплохо, а еще говорят, что царь-дурак!
Дальше все гладко- сокурсник Сеченова, работа под руководством Пирогова, профессор в 29 лет. Не стал хирургом по причине слабого зрения, зато открыл гепатит А. Практически заложил основы санитарии. А как он описывал воровство продуктов в доблестной российской армии- оборжешься! И суповые котлы на замок закрывал, и глаз с провианта не спускал, а все равно мясо у солдат тырили. Вечная проблема изобретательного народа.
Стал он первым лейб-медиком из русских. Расшифровываю: это был первый русский врач, лечивший императорскую семью Романовых. До этого соотечественников допускали только до великокняжеских особ.
Умер рано, в 57 лет от инфаркта в Ментоне. Хоть место приятное выбрал.
И снова к семье Боткиных. Не только Сергей Петрович выбился в люди.
Его брат стал академиком Академии художеств, обзавелся особнячком неподалеку. Сейчас в там расположился музей семьи Рерихов.
Все-таки не «Главрыба». Похоронен здесь же на Новодевичьем, недалеко от брата.
А вот сын доктора пошел по стопам папы, тоже стал лейб-медиком и поплатился за это жизнью. Именно его расстреляли большевики вместе со всей царской семьей в Екатеринбурге.
Надо сказать, что практически все заметки про судьбы обитателей этого кладбища будут заканчиваться «большевиками» и их «подвигами». Печально, но факт!