Навеяло френдлентой


А ведь есть в этом какая-то трусость, что ли, в этих мантрах "такие-то - не люди". Ну, кроме тех случаев, когда подобная фраза носит экспрессивный характер при обсуждении конкретных действий, выходящих за рамки действий разумного существа с налетом цивилизации, морали и всего такого прочего. В подобных ситуациях это, в общем, некая метафора, показывающая степень возмущения, презрения и удивления, аналог "да как так можно" или старое доброе "не по-людски это". Но в любом случае это всегда касается конкретных личностей за конкретные деяния, выходящие за рамки нормы.
А вот когда спокойно, рассудительно, с обоснованием и целой системой, в "не люди" выделяется просто некий пласт - по национальности, роду занятий, полу, цвету, образованию, месту проживания - есть в этом какой-то элемент психологической самозащиты, ответ на вопрос Раскольникова про тварь дрожащую. Потому что ведь сидит там в подкорке понимание, что "людей нельзя". Что именно нельзя, но очень хочется - вопрос второй, он будет решаться по мере необходимости, но понятно, что вообще что-то плохое по отношению к людям можно делать до определенных пределов и в определенных ситуациях. А вот когда они не люди - все, руки развязаны. Я в домике. Не-людей можно. Что можно? А что угодно, это мы решим потом, главное - разрешение (в первую очередь самому себе) дано.
И вот это, в общем, не более чем трусость. Тварь дрожащая, которой нужны самооправдания вплоть до совоглобусных, потому что сказать "право имею" - значит взять на себя ответственность и за те действия, когда "да, это люди, но и людей можно". Рассмотрение моральности и этичности такого решения я пока оставляю за скобками, тема долгая, скользкая, зависящая от разных ситуаций и неоднозначная, рассматриваю исключительно сам факт.
И еще одна мысль. Человек, поддающийся порыву дегуманизации и искренне в нее верящий, а) один из первых в очереди на пресловутые "жертвы пропаганды" (ибо раз уж сам себя сумел надуть - воздействию извне поддастся еще легче) и б) имеет большие проблемы с восприятием объективной реальности. Это не значит, что неподдающиеся сплошь стойкие перцы, ничему не подвержены и объективно воспринимают всю Вселенную, просто дегуманизаторство - один из чОтких маркеров.
|
</> |