Nautilus - жемчужный кораблик .
— 04.03.2010
NJ
В тропических морях нашей планеты встречаются
представители немногочисленной и древней
группы
головоногих моллюсков. Это похожие на маленьких осьминогов наутилусы, которых по-русски называют
«жемчужными корабликами». За миллионы лет эти существа почти не изменились. Раковины с гравировкой
помещали в ажурную оправу, превращая их в диковинные украшения, чаще - кубки. Работы подобного рода были
весьма популярны среди нюрнбергских мастеров конца XVII -начала XVIII вв. В декоре кубков-наутилусов
обычно использовались изображения мифологических персонажей, так или иначе связанных с морской
стихией..
Такие раковины, обработанные с помощью кислотных растворов, и превращают ювелиры в кубки-наутилусы.
Кубки наутилусы, когда бы ни были изготовлены имеют необыкновенное очарование благодаря чудесным
раковинам и выглядят всегда таинствено и влекуще.Перламутр из Наутилуса особенно ценился в средние века,
оправлялся в бокалы и был излюбленным на всём Западе. ..
Красота раковин и удобство их обработки позволило ювелирам XVI- XVII веков создавать работы, котрые
использовали как дары и призы. Обладатель такого кубка выносил его лишь в самых торжественных случаях
как символ своего престижа.
Кубок не просто посуда для воды или вина — это глубоко символичный сосуд. Основание символизирует землю.
В королевских кунсткамерах хранились различные экзотические раковины. Они могли быть как
необработанными, то есть в естественном виде, так и искусно оправленными и ставшими частью какого-либо
изделия. Великолепными образцами такой работы являются представленные на выставке кубки-наутилусы.
Смысл создания подобных причудливых изделий, не имеющих практического назначения, состоял в том, чтобы
показать в самом фантастическом виде редкие и драгоценные творения природы, которые ювелир, соревнуясь с
их природной красотой и проявляя высокое мастерство, пытался дополнить и соответствующим образом
оформить.
Для немецкого ювелирного искусства в полном смысле слова "золотым веком" стало XVI столетие. Одним из
основных его центров был Нюрнберг - свободный имперский город, стоявший на пересечении важнейших
торговых путей. Родина Альбрехта Дюрера - он был очагом культуры эпохи Возрождения. Среди широкого
разнообразия форм изделий из серебра, создававшихся немецкими мастерами в XVI-XVII веках, особого
внимания заслуживают питьевые сосуды. Наиболее характерными из них были ложчатые кубки - двойные или
с крышками. Одной из самых излюбленных форм ложчатых сосудов была форма кубка с крышкой в виде цветка
аквилегии - Ageleybecher. К 80-м годам XV века ложчатые кубки получают самое широкое распространение, и
немецкие мастера не имеют себе равных в их создании. С появлением первых набросков Дюрера для серебряных
изделий в немецком ювелирном искусстве появляются мотивы, заимствованные из природы; возникновение
многочисленных лягушек, улиток, змеек, ящериц, отлитых по живым моделям, знаменует собой проникновение
в немецкое серебряное дело стиля "ristique", т.е. сельского. Все эти фигурки призваны были удивить и поразить
зрителя своей необычностью, восхитить технической виртуозностью.
Другим аспектом стиля "ristique"было использование натуральных
раковин и их имитаций из цветного
камня
и металла, страусовых яиц, зубов нарвала, скорлупы кокосовых орехов для создания кубков, чаш, различных
сосудов сугубо декоративного назначения. Изделия из этих материалов еще со времен раннего средневековья
имели символическое значение и были окружены таинственностью. Яйцо страуса, например, считалось
принадлежащим птице Феникс, а зуб нарвала почти до самого XVIII века слыл рогом мифического
единорога.Большой популярностью пользовались в Германии фигурные кубки. Немецкий бюргер находил вполне
уместным пить из кубка-лошади, кубка-совы или кораблика во время шумных застолий. Многие из этих
"кубков-забав" служили и серьезным целям - дарились по случаю рождений, крестин, обручений, свадеб и других
значительных событий в жизни человека.
Существовали также кубки, которые с течением времени утратили свой первоначальный символический
смысл, превратившись в кубки-забавы, своего рода игрушки. Это - кубки кораблики. В средние века они имели
сакральный смысл и использовались как сосуды для вина; в качестве реликвии эти кораблики должны были
оберегать от невзгод в море житейском. В XVII веке кораблик постепенно утрачивает все эти прежние
значения, став простым настольным украшением, кубком-забавой. Настольное украшение в виде
одномачтового судна - с такелажем, пушками, павильоном и фигурками моряков на борту, было выполнено
известным нюрнбергским мастером Эсайей цур Линденом в первой трети XVII века. Кубки-корабли со второй
половины XVI века становятся постепенно шуточными, в то время, как в более ранние времена, смысл таких
сосудов был многозначным. Традиция изготовления ювелирами миниатюрных кораблей уходит в средние века,
когда они были символами жизни, вотивными предметами, сосудами для вина на княжеских трапезах,
солонками и, наконец, настольными украшениями, в которые клали пряности и ставили перед особо
почетными гостями. Эти сосуды благодаря придававшемуся им сакральному значению должны были
предохранять пряности от яда и, следовательно, уберегать их владельцев от отравления, а в качестве реликвии
- оберегать от невзгод в море житейском или спасение во время кораблекрушения. К XVII веку кораблик
ювелиров утрачивает все эти значения, став просто настольным
украшением и кубком-забавой.