Наука - о гомосексуализме

Всё-таки темы гомосексуализма не избежать - придётся изучить
этот вопрос подробнее, а после интегрировать в мои
нейротеологические мысли. Потому что прямо-таки неймётся народу
следить, кто на кого глаз положил. И всё-то с выводами.
Вот, пожалуйста, диакон Кураев сам себе грабли раскладывает:
http://diak-kuraev.livejournal.com/184336.html
Он пишет: "Мне представляется, что лишь в одном вопросе возможен
серьезный конфликт Церкви (Писания) и науки. Это вопрос о причине
гомосексуальности. Если в мировой науке будет аргументированный
консенсус вокруг тезиса о том, что появление г.ориентации не
зависит от вольного выбора индивидуума, но предопределяется его
генетикой, то этот научный тезис (вновь подчеркну, если он будет
доказан), вступит в противоречие с чисто моральной оценкой феномена
г-зма Писанием. Писание настаивает на полной вменяемости человека
за избрание им г-зма."
В этом высказывании - просто лажа на лаже, со всех фронтов. Я
кратко прокомментирую.
1) Никогда не надо идти на конфронтацию с наукой в вопросе о
фактах. Об интерпретации фактов - пожалуйста - можно и даже нужно!
Но утверждать, что "конфликт появится, если они придут к выводу о
чём-то" - это заранее сознаваться в собственной нерациональности.
Усилием воли я могу прочесть высказывание о. диакона в том ключе,
что, мол, "Если учёные уверятся в этом – то возникнет конфликт,
который потребует пересмотра нашей классической теологии, и,
конечно, «церковь» будет по этому поводу пыхать и бурлить, как
обычно". Но написано неаккуратно, и при беглом прочтении такая
позиция не просматривается.
2) При чём здесь Отечественная Война? Как будто бы гомосексуалист
по определению плохой воин. Грубо говоря, не было бы у Штатов такой
проблемы с этими политиками "не говори - не спросим", если бы в
армии не было гомосексуалистов. Сексуальная ориентация и другие
проявления мускулинности - достаточно независимые вещи (об этом
ниже), так что неявное использование штампов о "женственнности"
гомосексуалистов только показывает незнание отцом диаконом
социологии/психологии вопроса.
3) Гомосексуализм не обязательно должен быть генетическим, чтобы
поколебать свободу выбора, - достаточно эпигенетики, и передача,
которую о. диакон смотрел - явно об этом. Об уровне различных
гормонов в крови у матери на определённых стадиях беременности - в
тот момент, когда очередная цепь в мозгу запускается на развитие по
мужскому или по женскому признаку.
В очень упрощённом виде картинка такова. Мозг девочек отчётливо
отличается от мозга мальчиков в нескольких разнообразных моментах,
причём эти различия проявляются с самого рождения (к разным
игрушкам тянутся). Связано это с тем, что, во-первых, у людей
одного пола есть группы нейронов, которых нет у людей другого пола
(есть "девочковые" области в мозгу, и есть "мальчиковые"); и, во
вторых, некоторые группы нейронов экспрессируют разные белки у
мужчин и у женщин, и потому по-разному работают. Однако "по
умолчанию" мозг (как и организм в целом) развивается по женскому
сценарию, и необходим гормональный сигнал (который в норме приходит
от мужских половых органов плода), чтобы "запустить" очередную
часть мозга развиваться на мужской лад.
Соответственно, если по какой-то причине у мамы сильно скачет
уровень половых гормонов, то часть этого гормона может просочиться
через плацентарный барьер и попасть в кровоток плода. По-хорошему
этого происиходить не должно, но бывает. И если там девочка - то
она может запуститься "слегка" по мужскому сценарию (пруфлинк).
Во-первых, не полностью, и, во-вторых, возможно, только какая-то
конкретная цепочка в мозгу, поскольку развиваются одни не
одновременно. Но может так случиться - и тогда получится
"мускулинная тётя" - с более-менее характерной комплекцией,
характером, привычками (однако тут не следует мыслить в категориях
комиксов - люди - очень сложные штуки, и нюансы "мускулинности"
могут быть самые разные). С другой стороны, если у мамы в животе -
мальчик, то часть его гормона просачивается к маме в кровоток. И
если мама родила нескольких мальчиков до того, то у неё может
развиться что-то вроде иммунного ответа на этот гормон (пока не до
конца ясно, точно ли иммунный, но похоже на то (пруфлинк)),
который, в свою очередь, может подействовать обратно на плод. В
результате, если в семье много мальчиков-братьев, то у самых
младших - выше вероятность феминизации. Этот феномен (он называется
"fraternal birth order") - на сегодняшний момент один из немногих
достоверно проверенных эпигенетических механизмов мужского
гомосексуализма (пруфлинк).
Строго говоря, оба эти случая - не "генетическая
предрасположенность" (хотя, конечно, плацентарная проникаемость,
уровень гормонов, чувствительность к гормону итд - сами по себе
могут наследоваться). Но гендерная идентичность, однако, может
оказаться врождённой - и, таким образом, человек окажется перед
фактом. Как он или она будет этот факт интерпретировать - другой
вопрос.
3) По поводу стереотипов. Цепей в мозгу много, развиваются они не
одновременно, поэтому у мышей, по крайней мере, можно, манипулируя
гормональным уровень матери, получить самок, которые будут вести
себя по-самцовому с другими взрослыми мышами, но при этом
оставаться хорошими самками в части выкармливания и воспитания
детей. Вероятность того, что у них будут дети - крайне мала, потому
что самцы их бесят (они реагируют на самцов как самцы - т.е.
бросаются кусать их и прогонять со своей территории), а
"сознательно заводить детей с помощью ЭКО" они не умеют, но
материнские инстинкты все на месте. А можно организовать (выключив
другой ген) самок, которые будут охотно подпускать к себе самцов,
но совершенно не будут ухаживать за детьми. (пруфлинк) И ещё
несколько комбинаций возможны - я не помню точно, сколько разных
поведенческих типов им удалось наблюдать, но, видимо, у мышей
возможно где-то с дюжину вариантов. И это - замечу - при
искусственном полном выключении генов (в то время как в природе для
каждого гена возможны "полуфункциональные" мутации), и это у мышей,
которые не рефлексируют, и не ведутся на peer pressure... Но
ключевой момент тут в том, что разные аспекты «мужского» или
«женского» ролевого поведения могут «включаться» или «выключаться»
достаточно независимо. Можно быть самкой во всём кроме чего-то
одного, и быть – нейрофизиологически – самцом в этом единственном
исключении. И наоборот.
4) Ну и наконец - может ли быть в полной мере наследуемая
гомосексуальность (хотя бы в каком-то смысле этого термина)? Ответ:
да, может (пруфлинк). Там пока не так много понятно - пока что
исследования дошли только до того, что им удалось пересчитать те
белки, которые существенно по-разному экспрессируются в мужских и
женских мозгах (у мышей, опять же), и картировать их распределение.
Но сама тема - перспективная. К сожалению - не очень
политкорректная - я пытался этого дядьку, чья статья, разговорить
на какие-нибудь человеческие обобщения, но он упорно молчал, как
партизан. Очень жаль.
Краткий морализаторский итог: всё сказанное не означает, что
гомосексуализм - это хорошо и круто. Потому что здесь вообще нет
моральной оценки нигде. Значит это только что выбор ориентации - не
всегда во власти человека, и потому не стоит это дело
демонизировать. Можно аргументировать, почему быть гомосексуалистом
- плохо, но нельзя аргументировать это от "естественного и
неестественного", потому что этот аргумент не работает. Если у вас
на 40% женский мозг, а на 60% мужской - при мужском, скажем, теле -
то фиг разберёшь, что тут естественно, а что нет. Опять же, можно и
тут выкрутиться, но это нужно делать вдумчиво, а не в стиле "доской
по роже", как до сих пор поступают католики, например. Наконец, я
вовсе не утверждаю, что все гомосексуалисты такими родились.
Сдаётся мне, что даже скорее наоборот. В частности, наблюдается
такой странный парадокс: мужчин гомосексуалистов больше чем женщин,
но на уровне статистики и механизмов получается, что "рождённых
гомосексуалистами" должно быть больше среди женщин, чем среди
мужчин! Так что или что-то ещё не известно об этом всём деле, или
мужчины чаще "становятся" гомосексуалистами по психологическим
причинам, чем по "врождённым". Поживём-увидим.
PS. Уж о том, как о. диакон уверен в своём правильном понимании
Писания – я и вообще молчу. Там такая библеистика вокруг ихней
тогдашней сексуальности, по поводу того, что это значило в одну
эпоху, и в другую, и какая под этим социология, и какая
культовость-обрядность, что даже об апостоле Павле я не рискнул бы
однозначно утверждать, что понимаю его отношение к гомосексуализму.
А если вдруг пытаться христоцентричное богословие делать, а не
ветхозаветно-патристическое – то и того запутаннее получится.
PSS. И всё-таки самым диким во всей это истории мне кажется этот
акцент на гомосексуализме. Вот уж поистине бастион, последний оплот
православия! Вот уж больше нечем заняться, и нет более
животрепещущих, насущных и важных тем, чем проблема сексуального
выбора незнакомых людей вокруг. Я сколько вижу это – столько не
понимаю. Почему, с какой стати религиозные люди в среднем настолько
сексуально озабочены? Откуда этот акцент? Почему на этом? Вот мы на
службе в это воскресенье пели «Приложи зла сильным земли», а также
«воистину богатому никогда и никак не войти в Царство Божие». А про
«слава тебе покаравшему геев» - ни разу не пели (слава Богу =).
Почему же нет такой бурной полемики по поводу правомочности покупки
квартир-машин? Почему темы Нагорной проповеди ни у кого не вызывают
такого возбуждённого спора, как темы чьей-то там теоретической
сексуальности? Что-то тут не так, ребята =)
|
</> |