Научить ребенка мыслить
Сообщество «ДЕТИ - цветы жизни» — 07.03.2012Все мамы и папы мечтают, чтобы их дети получили хорошее образование, стали гармонично развитыми личностями и преуспели в жизни? Но все, же хорошие отметки в школе, занятия бальными танцами и знание языков — это вторично. Главное — научить ребенка мыслить.
Не стоит перекладывать эту важную задачу только на школу. Учить своих детей навыкам мышления родителям нужно самим, и чем раньше, тем лучше. Упущенное время восполнить потом окажется почти невозможным. Так, например, специалисты считают, что будущие успехи в точных науках закладываются на первых годах жизни ребенка. И помогает этому элементарная игра в кубики.
«Слышать самого себя...»
Для начала постараемся оценить понятливость своих детей, их способность мыслить, или, как говорил кто-то из великих, «слышать самого себя». Делать это нужно сообразно возрасту ребенка. К примеру, только после шести ребенок начинает понимать схематичное изображение предметов и ситуаций. Попросите его изобразить на бумаге сценку, увиденную вами на улице — кто где стоял, куда потом пошел и т. д. Всех действующих лиц пусть обозначит буквами или цифрами, а их перемещение — стрелками. Шестилеткам это должно быть вполне по силам. Если же он не может сделать этого сам, его легко научить.
Вы научили малыша считать. А улавливает ли он связь между названием чисел и понятием «количество»? Если ему уже больше четырех лет, попробуйте это выяснить: спросите, например, достаточно ли на столе тарелок для обеда всей семьей.
«Расскажи, как будешь делать...»
Для развития мышления главное — это способность действовать «в уме». Вы замечали, что даже среди взрослых часто встречаются люди, не умеющие думать «про себя», а не вслух?
Предложите ребенку: «Расскажи, как будешь делать, а потом делай». Например, вы собираетесь за город, на пикник. Пусть ребенок сам соберет сумку, рассуждая, что нужно класть вниз, а что сверху. Готовя обед, делая какие-то домашние дела, объясняйте малышу, что рациональнее делать сначала, а что потом. Помогая ребенку 6-7 лет ему решать задачу, попросите его рассуждать вслух и притворитесь непонимающей — дети обожают разъяснять взрослым их неправоту.
«Исключи лишнее слово»
Придумайте любые три слова и пусть ребенок оставит только те, которые имеют что-то общее. Например: бабочка, автобус, самолет. Можно исключить бабочку, ведь самолет и автобус — транспортные средства. А можно оставить бабочку и самолет — ведь они летают — а исключить автобус. Пусть ребенок научится продумывать и объяснять все варианты, какими бы парадоксальными они ни казались.
«Придумай применение предмету»
Назовите какой-нибудь хорошо известный предмет и перечислите как можно больше способов его применения. Например, ручкой можно писать, можно ее грызть (хотя это и плохая привычка), можно чесать ею в затылке, можно сделать из нее трубку-плевалку, воронку, указку, подпорку для цветка... А теперь, то же самое, но с канцелярской кнопкой.... Пусть ребенок даст волю своей фантазии.
И напоследок, несколько простых критериев, по которым можно определить уровень интеллекта ребенка, не прибегая к помощи специалистов.
Вам не стоит беспокоиться за интеллект ребенка, если он:
• быстро познает новое и все схватывает на лету
• обладает чувством здравого смысла и использует знания в повседневных ситуациях
• хорошо рассуждает, улавливает связь между причиной и следствием; догадывается о том, что часто взрослые не высказывают вслух
• быстро запоминает услышанное или прочитанное
• имеет соответствующий своему возрасту словарный запас
оригинально мыслит и предлагает неожиданные решения
• наблюдателен и восприимчив
• любит читать книги, которые обычно читают дети постарше
• может составить связный и «сюжетный» рассказ по предложенной картинке.
|
</> |