натюрморт траурный: "ДК СССР" в "Манеже"
_arlekin_ — 22.02.2023
Выставка грандиозная во многих отношения и смыслах - начиная с
метража экспозиционных площадей и количества собранных предметов
(считая и аудио, и видео, и всевозможные материальные артефакты -
помимо бесчисленных картин, скульптур, графических листов,
полиграфии и фотопечати! - и даже интерактивные мультимедийные
инсталляции сооружены!), заканчивая архитектурно-дизайнерским
решением, продуманной исходной концепцией и весьма изощренной ее
реализацией. Самый объемный, мощный и лично для меня интересный
раздел - архитектурный, хотя он тоже неоднороден: вводный зал
посвящен собственно проектам советских "домов культуры" - прямо от
конца 1910-х годов, первых лет нового мира, каким он тогда виделся,
и вполне реальных, и абсолютно утопических, космо-футуристических,
до "модернизма" 1970-х годов, включая не только столичные центры и
города РФ, но и союзные республики с элементами "национального"
колорита поверх общеобязательной типовой помпезности сталинского
официоза и брежневского нового функционализма; тут и наследующие
"модерну" конце 19-го века замысловатые деревянные "теремки",
предназначенные для досуга колхозного крестьянства, и какие-то
совсем внеземные модули, и знакомые, доныне сохранившие
первоначальный облик, а порой частично и назначение, постройки
Константина Мельникова, и дворец пионеров на Воробьевых горах с
эскизами декоративных мозаик фасада...плюс фотографии клуба радио
на Мойке вместо снесенной реформатской церкви и проект
переоборудования Смольного собора в планетарий (прошлым летом бывал
там - какой уж планетарий, культура, советская власть... сплошное
мракобесие опять). Далее огромный раздел посвящен "Дворцу Советов"
- над всей экспозицией зависает гигантское ухо, напоминающее о
размерах предполагаемой статуи Ленина, призванной увенчать здание
Дворца - многие варианты этого так и не осуществленного (вместе с
построением коммунизма...) замысла неоднократно показывались за
последние (с 2017-го, юбилея Великого Октября, и далее) годы на
разных выставках, тоже нередко богатых и содержательных, но
по-моему такого размаха тема еще не получала: тут в придачу к
вариантам Иофана и другим более-менее знакомым - проекты Ле
Корбюзье, Гроппиуса, итальянцев, американцев и черта в ступе. А
внутри посвященной Дворцу Советов выгородки - совсем уж особенная,
эксклюзивная подборка всевозможных проектов Ленинского мавзолея, к
Щусеву в комплекте идут предложения Шехтеля и других
профессионалов, а также, что особенно замечательно и увлекательно,
идеи архитекторов-дилетантов, ведь конкурс проводился открыто и
участвовать в нем могли абсолютно все желающие, оттого
предполагаемые "мавзолеи" на что только не похожи, в том числе
ренессансные палаццо, индуистские храмы и мечети, само собой,
православные часовни, средневековые крепости и опять-таки
футуристические, космические модули всевозможных форм, башенных,
пирамидальных и т.д. Скульптурный официоз по своей подборке
несколько более предсказуем - но эксклюзивен в конкретных своих
проявлениях, будь то Мухина или Манизер, голая
девушка-физкультурница или готовый к смертному подвигу Павлик
Морозов (лепки Иосифа Рабиновича), а еще незабвенная, хотя молодым
едва ли вообще известная, но всякому в этой стране 40-летнему и
старше приснопамятная Раймонда Дьен (коллективное сотворчество
Манизера, Гликмана, Риттера и других известных русских ваятелей),
что бросалась в припадке борьбы за мир на рельсы, дабы "орудья
встретить грудью", как поется о ней в кантате Прокофьева на
стихи Маршака. Далее скульптура 1960-70-х представлена
творениями Бориса Пленкина «Сталевары», Юрия Чернова «Монтажники»,
Эрнста Неизвестного «Высота».
Самый трогательный раздел - иллюстрация к детским книгам,
богатейшая и очень толковая подборка, а что за художники (и не
только известные в основном как иллюстраторы вроде Чарушина или
Тырсы, но и Петров-Водкин, и Данько, и Пахомов с Самохваловым, и
Лебедев, Вера Ермолаева, Татьяна Маврина, Юрий Васнецов, Май
Митурич и т.д.) - имена одно к одному; и все-таки я многие
переиздания этих книг застал, когда-то держал в руках, листал,
читал... от этого не уйти. Самые спорные разделы - театральный и
кинематографический; второй сводится отчасти к куцему
"технологическому" аспекту, отчасти к дежурному пиетету в отношении
Дзиги Вертова, но главное здесь (куратор Наталья Мокрицкая)
представить расцвет кинематографий всех 15 союзных республик под
ласковой опекой московского центра... - и допустим, в известной
степени они "расцветали", но подается это в таком, разумеется,
контексте, что радости мало; первый - вовсе какой-то случайный, при
том что достаточно обширные набор вещей и сведений, от
вахтанговской "Принцессы Турандот" и всего дежурного набора из
Мейерхольда, Таирова… до Захарова, Любимова, "Современника", и даже
если нечасто выставляемый (хотя выставок, которые к тому
располагали, за недавнее время проходило множество) макет Эдуарда
Кочергина к красноярскому "Гамлету" Камы Гинкаса рассмотреть в
объеме интересно, меня "театр" в ДК СССР разочаровал, пускай
отдельные предметы сами по себе и очень ценны: макет Рындина к
"Гамлету" Охлопкова, Боровского к запрещенному "Самоубийце"
Любимова и Бархина к "Царской охоте" Виктюка, костюмы Надежды
Ламановой ("Анна Каренина" в МХАТе), Игоря Димента (закрытая в
Ленинграде до премьеры "Новая мистерия-буфф" Фоменко) и Вячеслава
Зайцева ("Женитьба Фигаро" в Сатире)... - чего не скажу о
фотографиях очередей к билетным кассам; а мультиэкранная
инсталляция с реконструированным зрительным залом, вокруг которой
располагаются киношный и театральный отсеки выставки - непонятно
что дает и зачем нужна вообще. Что касается музыки - ее
"экспонировать" в принципе трудно, и достоинства подхода, который
выбрали кураторы, неочевидны: эксперименты 1920-х годов с шумами и
гудками, "Цветомузыка" Скрябина и "Персимфанс" - тут неизбежны
пересечения с выставкой, параллельно развернутой в "Зотове" -
- а также стенды и ниши "Сумбур вместо музыки"
1930-х,"экспериментальная" 23-струнная гитара Михаила Штрянина
(умелец писал в Москву, что там, дескать, ненастоящие коммунисты
окопались, все только на словах, а он уже приступает к созданию
гитары 34-струнной... о дальнейших его успехах выставка не
сообщает), послевоенные барды и рокеры... наряду с этим -
достижения советской электроники, и не только эстетические, но и
технологические (можно услышать в наушниках знаменитое "танго
соловья" Юрия Богословского!.. ну если кто ранее не слышал).
Коллекция фотослайдов со снимков Евгения Халдея живописует также
"музыкальность" всех народов СССР (они на картинках беспрестанно
поют и пляшут, и стар и млад), счастливое детство и спокойных, но
суровых военных-моряков-ученых Советского Союза - публике эти
картинки очинно ндравятся как я погляжу.. лично я зацепился за
картинку "В музее-квартире В.И.Ленина, Ульяновск, 1957", где
бородатый дядечка в прострации восторга находится среди интерьера
явно не музея-квартиры Ленина, а примыкавшего к нему (через садик с
"папиной вишней" на параллельном улице) модернового особняка, где в
те времена расположилась галерея "В.И.Ленин в изобразительном
искусстве", и допущена ли эта неточность уже самим фотографом, или
кураторами нынешней выставки, осталось для меня неясным.
Наконец, живопись - на подобных мега-выставках меня более
всего привлекает обычно, а тут как раз, хотя сгруппированных по
хронологии, жанрово-тематическому и стилистическому принципу
одновременно (как-то умудрились...) картин хватило на четыре
выгороженных зала, эта часть проекта мне показалась скудной и
скучной, что, как ни грустно, даже искусства 1920-х-1930-х
касается, хрестоматийные Петров-Водкин, Филонов, Малевич и Стенберг
от этого не становятся хуже или менее уместными (та же "Селедка"
Петрова-Водкина очень кстати!), но по такому поводу хотелось бы
увидеть побольше раритетов, и не на уровне Марии и Бориса Эндер
(почему-то их сочли репрезентативными для культуры тех лет), а хотя
бы Натана Альтмана (с его замечательным коллажем "Петрокоммуна",
1821) или Давида Штеренберга (чья "Тетя Саша" из ГРМ могла бы
"зарифмоваться" с "Аниськой" из ГТГ, но та висит себе на Крымском
валу); впрочем, 1920-е любопытны в любом случае - чего стоит
"Натюрморт "Траурный" Владимира Малагиса, 1924 (вероятно, "траур"
по Ильичу почившему - вспоминается раздел, посвященный
архитектурным проектам ленинского мавзолея...) или коллаж
Владислава Стржеминского "Орудия и продукты производства",
1919-1920; хорош и "Мост" Сергея Светлова, тоже довольно редкая
вещь, хотя ее как раз я совсем недавно видел на выставке
итальянских и русских футуристов в Михайловском замке ГРМ; и
"Донбасс. Соляная шахта" Семена Павлова, 1926 (ну пусть тут
кураторы подверстали авангардистское полотно 1920-х годов под
текущую "генеральную линию"...). Очень противоречивые впечатления
оставляет раздел конца 1920-х-1930-х, где Филонов предстает
соцреалистом ("Колхозник"), а Самохвалов модернистом
("Кондукторша"), хотя и тут по-своему интересны портреты Аркадия
Вольтера "Ударник (Строитель социализма)", Виктора Перельмана
"Рабкор", более узнаваемые самохваловские "Делегатки" и "Ткацкий
цех", пахомовские "Портрет ударницы Молодцовой" и "Сенокос",
непривычно строгий Сергей Герасимов с холстом "Хлеб наш насущный",
1921, и Сергей Герасимов официозный "В.И.Ленин на II съезде Советов
среди делегатов-крестьян", эскиз Дейнеки к панно для здания
Наркомзема "Беседа колхозной бригады", отказывающийся от
помпезности Федор Богородский с двойным портретом "простой
советской семьи" под названием "Снимаются у фотографа" (он в
морской форме с пулеметными лентами, она в кухонном переднике), в
духе времени неуемно-оптимистичный Константин Юон "Молодые смех" и
смеющийся на посмертном портрете кисти Василия Зверева убитый
С.М.Киров, а также насупленный "Портрет ударника завода им.
К.Маркса и.И.Гирьята" того же автора. Совершенно мимо цели (хотя
цель уяснить из экспликации можно...) пролетающий зал советских
"абстракций" 1930-х годов - Злотников, Инфанте... 1960-е
позиционируются т.н. "суровым стилем", взятым чуть шире обычного,
но очень скупо и невыигрышно показанным (куратор раздела Зельфира
Трегулова, кстати) - в сравнительно небольшой выгородке аж четыре
гигантских холста вездесущего отныне Гелия Коржева (включая триптих
"Коммунисты"). В комплект к нему идут "Партизанская Мадонна"
Михаила Савицкого (чей стиль, может, и "суровый",
"шестидесятнический", но с явной оглядкой на 1920-е) не столь
каноничные "Тяжбуммашевецы" Фолке Ниеменена и "Шахтер" Михаила
Труфанова, отошедший в "Портрете Д.Шостаковича" от свойственной ему
кондовой помпезности Иосиф Серебряный, плюс хрестоматийные "Женщины
Апшерона" Салахова и "Двое" Попкова. Живописно-скульптурную
панораму эффектно дополняют мозаики Нади Леже (Надежды
Леже-Ходасевич) из Дубны - с изображениями Горького и Маяковского,
Чайковского и Шостаковича, Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (начало
1970-х); до этого можно увидеть и "фрески" 1930-х - неизвестного
авторства, но с членами правительства, включая вождя народов, среди
наиболее знатаных представителей этого т.н. "народа" (типа
Стаханова и опять же Горького)... ну тоже в своем роде забавно это
все.
А если всерьез, то очень важно понимать, на мой взгляд,
следующее: СССР, в котором довелось пожить мне и в целом тот, о
котором в состоянии поведать сегодня на собственном
непосредственном опыте доныне живущие, еще не вконец лишенные
здравого ума и трезвой памяти, гораздо меньше имеет общего с
Советским (в прямом и полном смысле этого слова) Союзом, каким тот
задумывался и создавался в начале 1920-х, чем с нынешней РФ, ее
православием-самодержавием и прочими традиционными ценностями; СССР
должен был служить колыбелью мировой революции и прототипом
глобальной - чуть ли не космических, а не только в земных пределах,
масштабах - коммунистической республики, устремлялся и фантазиями,
и практическими делами его строителей (некоторые разделы выставки -
прежде всего архитектурный и отчасти книжный - наглядно это
демонстрируют) в будущее, разрывая связи с прошлым, хотя бы и самым
недавним... Что роднит, помимо злосчастной территории, прилегающей
к финско-китайской границе, эту великую большевистскую утопию (и
так ли уж она "утопична"? возникни СССР на базе не этой проклятой
богом земли, а, скажем, Швейцарской конфедерации - что вышло бы,
пофантазируем?.. с другой стороны - в Швейцарской конфедерации
как-то и без революции обошлись, и без марксизма, и даже без
советов… да и без православия неплохо обходятся) с реальностью,
которую я под тем же названием СССР своими глазами видел с детства
и под вывеской РФ наблюдаю изнутри по сей день?! Выставка,
разумеется, столь далеко в кураторских обобщениях не заходит - но
реконструирует СССР как некий идеальный "дом культуры"... -
культуры действительно богатой и разнообразной, хотя цензурованной,
кастрированной... в каких-то проявлениях вовсе запрещенной, зато не
элитарной, но принадлежащей массам, всем желающим, народу то
есть... И всем хороша была б такая культура "для народа" - когда б
нашелся для нее достойный этой культуры "народ".