натюрморт траурный: "ДК СССР" в "Манеже"

топ 100 блогов _arlekin_22.02.2023
Выставка грандиозная во многих отношения и смыслах - начиная с метража экспозиционных площадей и количества собранных предметов (считая и аудио, и видео, и всевозможные материальные артефакты - помимо бесчисленных картин, скульптур, графических листов, полиграфии и фотопечати! - и даже интерактивные мультимедийные инсталляции сооружены!), заканчивая архитектурно-дизайнерским решением, продуманной исходной концепцией и весьма изощренной ее реализацией. Самый объемный, мощный и лично для меня интересный раздел - архитектурный, хотя он тоже неоднороден: вводный зал посвящен собственно проектам советских "домов культуры" - прямо от конца 1910-х годов, первых лет нового мира, каким он тогда виделся, и вполне реальных, и абсолютно утопических, космо-футуристических, до "модернизма" 1970-х годов, включая не только столичные центры и города РФ, но и союзные республики с элементами "национального" колорита поверх общеобязательной типовой помпезности сталинского официоза и брежневского нового функционализма; тут и наследующие "модерну" конце 19-го века замысловатые деревянные "теремки", предназначенные для досуга колхозного крестьянства, и какие-то совсем внеземные модули, и знакомые, доныне сохранившие первоначальный облик, а порой частично и назначение, постройки Константина Мельникова, и дворец пионеров на Воробьевых горах с эскизами декоративных мозаик фасада...плюс фотографии клуба радио на Мойке вместо снесенной реформатской церкви и проект переоборудования Смольного собора в планетарий (прошлым летом бывал там - какой уж планетарий, культура, советская власть... сплошное мракобесие опять). Далее огромный раздел посвящен "Дворцу Советов" - над всей экспозицией зависает гигантское ухо, напоминающее о размерах предполагаемой статуи Ленина, призванной увенчать здание Дворца - многие варианты этого так и не осуществленного (вместе с построением коммунизма...) замысла неоднократно показывались за последние (с 2017-го, юбилея Великого Октября, и далее) годы на разных выставках, тоже нередко богатых и содержательных, но по-моему такого размаха тема еще не получала: тут в придачу к вариантам Иофана и другим более-менее знакомым - проекты Ле Корбюзье, Гроппиуса, итальянцев, американцев и черта в ступе. А внутри посвященной Дворцу Советов выгородки - совсем уж особенная, эксклюзивная подборка всевозможных проектов Ленинского мавзолея, к Щусеву в комплекте идут предложения Шехтеля и других профессионалов, а также, что особенно замечательно и увлекательно, идеи архитекторов-дилетантов, ведь конкурс проводился открыто и участвовать в нем могли абсолютно все желающие, оттого предполагаемые "мавзолеи" на что только не похожи, в том числе ренессансные палаццо, индуистские храмы и мечети, само собой, православные часовни, средневековые крепости и опять-таки футуристические, космические модули всевозможных форм, башенных, пирамидальных и т.д. Скульптурный официоз по своей подборке несколько более предсказуем - но эксклюзивен в конкретных своих проявлениях, будь то Мухина или Манизер, голая девушка-физкультурница или готовый к смертному подвигу Павлик Морозов (лепки Иосифа Рабиновича), а еще незабвенная, хотя молодым едва ли вообще известная, но всякому в этой стране 40-летнему и старше приснопамятная Раймонда Дьен (коллективное сотворчество Манизера, Гликмана, Риттера и других известных русских ваятелей), что бросалась в припадке борьбы за мир на рельсы, дабы "орудья встретить грудью", как поется о ней в кантате Прокофьева на стихи Маршака.  Далее скульптура 1960-70-х представлена творениями Бориса Пленкина «Сталевары», Юрия Чернова «Монтажники», Эрнста Неизвестного «Высота».

Самый трогательный раздел - иллюстрация к детским книгам, богатейшая и очень толковая подборка, а что за художники (и не только известные в основном как иллюстраторы вроде Чарушина или Тырсы, но и Петров-Водкин, и Данько, и Пахомов с Самохваловым, и Лебедев, Вера Ермолаева, Татьяна Маврина, Юрий Васнецов, Май Митурич и т.д.) - имена одно к одному; и все-таки я многие переиздания этих книг застал, когда-то держал в руках, листал, читал... от этого не уйти. Самые спорные разделы - театральный и кинематографический; второй сводится отчасти к куцему "технологическому" аспекту, отчасти к дежурному пиетету в отношении Дзиги Вертова, но главное здесь (куратор Наталья Мокрицкая) представить расцвет кинематографий всех 15 союзных республик под ласковой опекой московского центра... - и допустим, в известной степени они "расцветали", но подается это в таком, разумеется, контексте, что радости мало; первый - вовсе какой-то случайный, при том что достаточно обширные набор вещей и сведений, от вахтанговской "Принцессы Турандот" и всего дежурного набора из Мейерхольда, Таирова… до Захарова, Любимова, "Современника", и даже если нечасто выставляемый (хотя выставок, которые к тому располагали, за недавнее время проходило множество) макет Эдуарда Кочергина к красноярскому "Гамлету" Камы Гинкаса рассмотреть в объеме интересно, меня "театр" в ДК СССР разочаровал, пускай отдельные предметы сами по себе и очень ценны: макет Рындина к "Гамлету" Охлопкова, Боровского к запрещенному "Самоубийце" Любимова и Бархина к "Царской охоте" Виктюка, костюмы Надежды Ламановой ("Анна Каренина" в МХАТе), Игоря Димента (закрытая в Ленинграде до премьеры "Новая мистерия-буфф" Фоменко) и Вячеслава Зайцева ("Женитьба Фигаро" в Сатире)... - чего не скажу о фотографиях очередей к билетным кассам; а мультиэкранная инсталляция с реконструированным зрительным залом, вокруг которой располагаются киношный и театральный отсеки выставки - непонятно что дает и зачем нужна вообще. Что касается музыки - ее "экспонировать" в принципе трудно, и достоинства подхода, который выбрали кураторы, неочевидны: эксперименты 1920-х годов с шумами и гудками, "Цветомузыка" Скрябина и "Персимфанс" - тут неизбежны пересечения с выставкой, параллельно развернутой в "Зотове" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4622817.html

- а также стенды и ниши "Сумбур вместо музыки" 1930-х,"экспериментальная" 23-струнная гитара Михаила Штрянина (умелец писал в Москву, что там, дескать, ненастоящие коммунисты окопались, все только на словах, а он уже приступает к созданию гитары 34-струнной... о дальнейших его успехах выставка не сообщает), послевоенные барды и рокеры... наряду с этим - достижения советской электроники, и не только эстетические, но и технологические (можно услышать в наушниках знаменитое "танго соловья" Юрия Богословского!.. ну если кто ранее не слышал). Коллекция фотослайдов со снимков Евгения Халдея живописует также "музыкальность" всех народов СССР (они на картинках беспрестанно поют и пляшут, и стар и млад), счастливое детство и спокойных, но суровых военных-моряков-ученых Советского Союза - публике эти картинки очинно ндравятся как я погляжу.. лично я зацепился за картинку "В музее-квартире В.И.Ленина, Ульяновск, 1957", где бородатый дядечка в прострации восторга находится среди интерьера явно не музея-квартиры Ленина, а примыкавшего к нему (через садик с "папиной вишней" на параллельном улице) модернового особняка, где в те времена расположилась галерея "В.И.Ленин в изобразительном искусстве", и допущена ли эта неточность уже самим фотографом, или кураторами нынешней выставки, осталось для меня неясным.

Наконец, живопись - на подобных мега-выставках меня более всего привлекает обычно, а тут как раз, хотя сгруппированных по хронологии, жанрово-тематическому и стилистическому принципу одновременно (как-то умудрились...) картин хватило на четыре выгороженных зала, эта часть проекта мне показалась скудной и скучной, что, как ни грустно, даже искусства 1920-х-1930-х касается, хрестоматийные Петров-Водкин, Филонов, Малевич и Стенберг от этого не становятся хуже или менее уместными (та же "Селедка" Петрова-Водкина очень кстати!), но по такому поводу хотелось бы увидеть побольше раритетов, и не на уровне Марии и Бориса Эндер (почему-то их сочли репрезентативными для культуры тех лет), а хотя бы Натана Альтмана (с его замечательным коллажем "Петрокоммуна", 1821) или Давида Штеренберга (чья "Тетя Саша" из ГРМ могла бы "зарифмоваться" с "Аниськой" из ГТГ, но та висит себе на Крымском валу); впрочем, 1920-е любопытны в любом случае - чего стоит "Натюрморт "Траурный" Владимира Малагиса, 1924 (вероятно, "траур" по Ильичу почившему - вспоминается раздел, посвященный архитектурным проектам ленинского мавзолея...) или коллаж Владислава Стржеминского "Орудия и продукты производства", 1919-1920; хорош и "Мост" Сергея Светлова, тоже довольно редкая вещь, хотя ее как раз я совсем недавно видел на выставке итальянских и русских футуристов в Михайловском замке ГРМ; и "Донбасс. Соляная шахта" Семена Павлова, 1926 (ну пусть тут кураторы подверстали авангардистское полотно 1920-х годов под текущую "генеральную линию"...). Очень противоречивые впечатления оставляет раздел конца 1920-х-1930-х, где Филонов предстает соцреалистом ("Колхозник"), а Самохвалов модернистом ("Кондукторша"), хотя и тут по-своему интересны портреты Аркадия Вольтера "Ударник (Строитель социализма)", Виктора Перельмана "Рабкор", более узнаваемые самохваловские "Делегатки" и "Ткацкий цех", пахомовские "Портрет ударницы Молодцовой" и "Сенокос", непривычно строгий Сергей Герасимов с холстом "Хлеб наш насущный", 1921, и Сергей Герасимов официозный "В.И.Ленин на II съезде Советов среди делегатов-крестьян", эскиз Дейнеки к панно для здания Наркомзема "Беседа колхозной бригады", отказывающийся от помпезности Федор Богородский с двойным портретом "простой советской семьи" под названием "Снимаются у фотографа" (он в морской форме с пулеметными лентами, она в кухонном переднике), в духе времени неуемно-оптимистичный Константин Юон "Молодые смех" и смеющийся на посмертном портрете кисти Василия Зверева убитый С.М.Киров, а также насупленный "Портрет ударника завода им. К.Маркса и.И.Гирьята" того же автора. Совершенно мимо цели (хотя цель уяснить из экспликации можно...) пролетающий зал советских "абстракций" 1930-х годов - Злотников, Инфанте... 1960-е позиционируются т.н. "суровым стилем", взятым чуть шире обычного, но очень скупо и невыигрышно показанным (куратор раздела Зельфира Трегулова, кстати) - в сравнительно небольшой выгородке аж четыре гигантских холста вездесущего отныне Гелия Коржева (включая триптих "Коммунисты"). В комплект к нему идут "Партизанская Мадонна" Михаила Савицкого (чей стиль, может, и "суровый", "шестидесятнический", но с явной оглядкой на 1920-е) не столь каноничные "Тяжбуммашевецы" Фолке Ниеменена и "Шахтер" Михаила Труфанова, отошедший в "Портрете Д.Шостаковича" от свойственной ему кондовой помпезности Иосиф Серебряный, плюс хрестоматийные "Женщины Апшерона" Салахова и "Двое" Попкова. Живописно-скульптурную панораму эффектно дополняют мозаики Нади Леже (Надежды Леже-Ходасевич) из Дубны - с изображениями Горького и Маяковского, Чайковского и Шостаковича, Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (начало 1970-х); до этого можно увидеть и "фрески" 1930-х - неизвестного авторства, но с членами правительства, включая вождя народов, среди наиболее знатаных представителей этого т.н. "народа" (типа Стаханова и опять же Горького)... ну тоже в своем роде забавно это все.

А если всерьез, то очень важно понимать, на мой взгляд, следующее: СССР, в котором довелось пожить мне и в целом тот, о котором в состоянии поведать сегодня на собственном непосредственном опыте доныне живущие, еще не вконец лишенные здравого ума и трезвой памяти, гораздо меньше имеет общего с Советским (в прямом и полном смысле этого слова) Союзом, каким тот задумывался и создавался в начале 1920-х, чем с нынешней РФ, ее православием-самодержавием и прочими традиционными ценностями; СССР должен был служить колыбелью мировой революции и прототипом глобальной - чуть ли не космических, а не только в земных пределах, масштабах - коммунистической республики, устремлялся и фантазиями, и практическими делами его строителей (некоторые разделы выставки - прежде всего архитектурный и отчасти книжный - наглядно это демонстрируют) в будущее, разрывая связи с прошлым, хотя бы и самым недавним... Что роднит, помимо злосчастной территории, прилегающей к финско-китайской границе, эту великую большевистскую утопию (и так ли уж она "утопична"? возникни СССР на базе не этой проклятой богом земли, а, скажем, Швейцарской конфедерации - что вышло бы, пофантазируем?.. с другой стороны - в Швейцарской конфедерации как-то и без революции обошлись, и без марксизма, и  даже без советов… да и без православия неплохо обходятся) с реальностью, которую я под тем же названием СССР своими глазами видел с детства и под вывеской РФ наблюдаю изнутри по сей день?! Выставка, разумеется, столь далеко в кураторских обобщениях не заходит - но реконструирует СССР как некий идеальный "дом культуры"... - культуры действительно богатой и разнообразной, хотя цензурованной, кастрированной... в каких-то проявлениях вовсе запрещенной, зато не элитарной, но принадлежащей массам, всем желающим, народу то есть... И всем хороша была б такая культура "для народа" - когда б нашелся для нее достойный этой культуры "народ".


натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Действующие лица: полосатый кот Масик 1,8 года и монохромная кошка Буся 2,5 лет. Много фотографий! Давно я не рассказывала о своих котах У них все неплохо, растут, толстеют. Забот много - поесть, поспать, поиграть, подраться, посмотреть в окно. Так устают, что, к счастью, по ночам спят б ...
Надо сказать, что итальянские усыновители русских детей, мягко говоря, обеспокоены. Когда в свое время они проходили мучительный процесс сбора документов (попробуйте-ка, например, раздобыть справку из противотуберкулезного диспансера, если такой болезни в Италии вообще нет, как и ...
Очередная массовая драка. Теперь в Домодедово, где толпа в 50 мигрантов избила местных жителей. Эти сообщения приходят примерно так же регулярно, как и сообщения о взрывах газа, авиапроисшествиях. Кстати, не факт, что речь идет о мигрантах - речь может идти и о сугубо молодежных ...
См. также: Сирия. Ливан. Государство Алавитов . ...
Странно видеть толпу по такому поводу на Таймз Сквер. Толпа небольшая, но все же есть. Неожиданно. Теперь более понятна плотность событий за последнюю неделю: и св-во о рождении, и покушение на Каддафи: о предстоящем убийстве Бин Ладена Обама знал ...