натюрморт траурный: "ДК СССР" в "Манеже"

топ 100 блогов _arlekin_22.02.2023
Выставка грандиозная во многих отношения и смыслах - начиная с метража экспозиционных площадей и количества собранных предметов (считая и аудио, и видео, и всевозможные материальные артефакты - помимо бесчисленных картин, скульптур, графических листов, полиграфии и фотопечати! - и даже интерактивные мультимедийные инсталляции сооружены!), заканчивая архитектурно-дизайнерским решением, продуманной исходной концепцией и весьма изощренной ее реализацией. Самый объемный, мощный и лично для меня интересный раздел - архитектурный, хотя он тоже неоднороден: вводный зал посвящен собственно проектам советских "домов культуры" - прямо от конца 1910-х годов, первых лет нового мира, каким он тогда виделся, и вполне реальных, и абсолютно утопических, космо-футуристических, до "модернизма" 1970-х годов, включая не только столичные центры и города РФ, но и союзные республики с элементами "национального" колорита поверх общеобязательной типовой помпезности сталинского официоза и брежневского нового функционализма; тут и наследующие "модерну" конце 19-го века замысловатые деревянные "теремки", предназначенные для досуга колхозного крестьянства, и какие-то совсем внеземные модули, и знакомые, доныне сохранившие первоначальный облик, а порой частично и назначение, постройки Константина Мельникова, и дворец пионеров на Воробьевых горах с эскизами декоративных мозаик фасада...плюс фотографии клуба радио на Мойке вместо снесенной реформатской церкви и проект переоборудования Смольного собора в планетарий (прошлым летом бывал там - какой уж планетарий, культура, советская власть... сплошное мракобесие опять). Далее огромный раздел посвящен "Дворцу Советов" - над всей экспозицией зависает гигантское ухо, напоминающее о размерах предполагаемой статуи Ленина, призванной увенчать здание Дворца - многие варианты этого так и не осуществленного (вместе с построением коммунизма...) замысла неоднократно показывались за последние (с 2017-го, юбилея Великого Октября, и далее) годы на разных выставках, тоже нередко богатых и содержательных, но по-моему такого размаха тема еще не получала: тут в придачу к вариантам Иофана и другим более-менее знакомым - проекты Ле Корбюзье, Гроппиуса, итальянцев, американцев и черта в ступе. А внутри посвященной Дворцу Советов выгородки - совсем уж особенная, эксклюзивная подборка всевозможных проектов Ленинского мавзолея, к Щусеву в комплекте идут предложения Шехтеля и других профессионалов, а также, что особенно замечательно и увлекательно, идеи архитекторов-дилетантов, ведь конкурс проводился открыто и участвовать в нем могли абсолютно все желающие, оттого предполагаемые "мавзолеи" на что только не похожи, в том числе ренессансные палаццо, индуистские храмы и мечети, само собой, православные часовни, средневековые крепости и опять-таки футуристические, космические модули всевозможных форм, башенных, пирамидальных и т.д. Скульптурный официоз по своей подборке несколько более предсказуем - но эксклюзивен в конкретных своих проявлениях, будь то Мухина или Манизер, голая девушка-физкультурница или готовый к смертному подвигу Павлик Морозов (лепки Иосифа Рабиновича), а еще незабвенная, хотя молодым едва ли вообще известная, но всякому в этой стране 40-летнему и старше приснопамятная Раймонда Дьен (коллективное сотворчество Манизера, Гликмана, Риттера и других известных русских ваятелей), что бросалась в припадке борьбы за мир на рельсы, дабы "орудья встретить грудью", как поется о ней в кантате Прокофьева на стихи Маршака.  Далее скульптура 1960-70-х представлена творениями Бориса Пленкина «Сталевары», Юрия Чернова «Монтажники», Эрнста Неизвестного «Высота».

Самый трогательный раздел - иллюстрация к детским книгам, богатейшая и очень толковая подборка, а что за художники (и не только известные в основном как иллюстраторы вроде Чарушина или Тырсы, но и Петров-Водкин, и Данько, и Пахомов с Самохваловым, и Лебедев, Вера Ермолаева, Татьяна Маврина, Юрий Васнецов, Май Митурич и т.д.) - имена одно к одному; и все-таки я многие переиздания этих книг застал, когда-то держал в руках, листал, читал... от этого не уйти. Самые спорные разделы - театральный и кинематографический; второй сводится отчасти к куцему "технологическому" аспекту, отчасти к дежурному пиетету в отношении Дзиги Вертова, но главное здесь (куратор Наталья Мокрицкая) представить расцвет кинематографий всех 15 союзных республик под ласковой опекой московского центра... - и допустим, в известной степени они "расцветали", но подается это в таком, разумеется, контексте, что радости мало; первый - вовсе какой-то случайный, при том что достаточно обширные набор вещей и сведений, от вахтанговской "Принцессы Турандот" и всего дежурного набора из Мейерхольда, Таирова… до Захарова, Любимова, "Современника", и даже если нечасто выставляемый (хотя выставок, которые к тому располагали, за недавнее время проходило множество) макет Эдуарда Кочергина к красноярскому "Гамлету" Камы Гинкаса рассмотреть в объеме интересно, меня "театр" в ДК СССР разочаровал, пускай отдельные предметы сами по себе и очень ценны: макет Рындина к "Гамлету" Охлопкова, Боровского к запрещенному "Самоубийце" Любимова и Бархина к "Царской охоте" Виктюка, костюмы Надежды Ламановой ("Анна Каренина" в МХАТе), Игоря Димента (закрытая в Ленинграде до премьеры "Новая мистерия-буфф" Фоменко) и Вячеслава Зайцева ("Женитьба Фигаро" в Сатире)... - чего не скажу о фотографиях очередей к билетным кассам; а мультиэкранная инсталляция с реконструированным зрительным залом, вокруг которой располагаются киношный и театральный отсеки выставки - непонятно что дает и зачем нужна вообще. Что касается музыки - ее "экспонировать" в принципе трудно, и достоинства подхода, который выбрали кураторы, неочевидны: эксперименты 1920-х годов с шумами и гудками, "Цветомузыка" Скрябина и "Персимфанс" - тут неизбежны пересечения с выставкой, параллельно развернутой в "Зотове" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4622817.html

- а также стенды и ниши "Сумбур вместо музыки" 1930-х,"экспериментальная" 23-струнная гитара Михаила Штрянина (умелец писал в Москву, что там, дескать, ненастоящие коммунисты окопались, все только на словах, а он уже приступает к созданию гитары 34-струнной... о дальнейших его успехах выставка не сообщает), послевоенные барды и рокеры... наряду с этим - достижения советской электроники, и не только эстетические, но и технологические (можно услышать в наушниках знаменитое "танго соловья" Юрия Богословского!.. ну если кто ранее не слышал). Коллекция фотослайдов со снимков Евгения Халдея живописует также "музыкальность" всех народов СССР (они на картинках беспрестанно поют и пляшут, и стар и млад), счастливое детство и спокойных, но суровых военных-моряков-ученых Советского Союза - публике эти картинки очинно ндравятся как я погляжу.. лично я зацепился за картинку "В музее-квартире В.И.Ленина, Ульяновск, 1957", где бородатый дядечка в прострации восторга находится среди интерьера явно не музея-квартиры Ленина, а примыкавшего к нему (через садик с "папиной вишней" на параллельном улице) модернового особняка, где в те времена расположилась галерея "В.И.Ленин в изобразительном искусстве", и допущена ли эта неточность уже самим фотографом, или кураторами нынешней выставки, осталось для меня неясным.

Наконец, живопись - на подобных мега-выставках меня более всего привлекает обычно, а тут как раз, хотя сгруппированных по хронологии, жанрово-тематическому и стилистическому принципу одновременно (как-то умудрились...) картин хватило на четыре выгороженных зала, эта часть проекта мне показалась скудной и скучной, что, как ни грустно, даже искусства 1920-х-1930-х касается, хрестоматийные Петров-Водкин, Филонов, Малевич и Стенберг от этого не становятся хуже или менее уместными (та же "Селедка" Петрова-Водкина очень кстати!), но по такому поводу хотелось бы увидеть побольше раритетов, и не на уровне Марии и Бориса Эндер (почему-то их сочли репрезентативными для культуры тех лет), а хотя бы Натана Альтмана (с его замечательным коллажем "Петрокоммуна", 1821) или Давида Штеренберга (чья "Тетя Саша" из ГРМ могла бы "зарифмоваться" с "Аниськой" из ГТГ, но та висит себе на Крымском валу); впрочем, 1920-е любопытны в любом случае - чего стоит "Натюрморт "Траурный" Владимира Малагиса, 1924 (вероятно, "траур" по Ильичу почившему - вспоминается раздел, посвященный архитектурным проектам ленинского мавзолея...) или коллаж Владислава Стржеминского "Орудия и продукты производства", 1919-1920; хорош и "Мост" Сергея Светлова, тоже довольно редкая вещь, хотя ее как раз я совсем недавно видел на выставке итальянских и русских футуристов в Михайловском замке ГРМ; и "Донбасс. Соляная шахта" Семена Павлова, 1926 (ну пусть тут кураторы подверстали авангардистское полотно 1920-х годов под текущую "генеральную линию"...). Очень противоречивые впечатления оставляет раздел конца 1920-х-1930-х, где Филонов предстает соцреалистом ("Колхозник"), а Самохвалов модернистом ("Кондукторша"), хотя и тут по-своему интересны портреты Аркадия Вольтера "Ударник (Строитель социализма)", Виктора Перельмана "Рабкор", более узнаваемые самохваловские "Делегатки" и "Ткацкий цех", пахомовские "Портрет ударницы Молодцовой" и "Сенокос", непривычно строгий Сергей Герасимов с холстом "Хлеб наш насущный", 1921, и Сергей Герасимов официозный "В.И.Ленин на II съезде Советов среди делегатов-крестьян", эскиз Дейнеки к панно для здания Наркомзема "Беседа колхозной бригады", отказывающийся от помпезности Федор Богородский с двойным портретом "простой советской семьи" под названием "Снимаются у фотографа" (он в морской форме с пулеметными лентами, она в кухонном переднике), в духе времени неуемно-оптимистичный Константин Юон "Молодые смех" и смеющийся на посмертном портрете кисти Василия Зверева убитый С.М.Киров, а также насупленный "Портрет ударника завода им. К.Маркса и.И.Гирьята" того же автора. Совершенно мимо цели (хотя цель уяснить из экспликации можно...) пролетающий зал советских "абстракций" 1930-х годов - Злотников, Инфанте... 1960-е позиционируются т.н. "суровым стилем", взятым чуть шире обычного, но очень скупо и невыигрышно показанным (куратор раздела Зельфира Трегулова, кстати) - в сравнительно небольшой выгородке аж четыре гигантских холста вездесущего отныне Гелия Коржева (включая триптих "Коммунисты"). В комплект к нему идут "Партизанская Мадонна" Михаила Савицкого (чей стиль, может, и "суровый", "шестидесятнический", но с явной оглядкой на 1920-е) не столь каноничные "Тяжбуммашевецы" Фолке Ниеменена и "Шахтер" Михаила Труфанова, отошедший в "Портрете Д.Шостаковича" от свойственной ему кондовой помпезности Иосиф Серебряный, плюс хрестоматийные "Женщины Апшерона" Салахова и "Двое" Попкова. Живописно-скульптурную панораму эффектно дополняют мозаики Нади Леже (Надежды Леже-Ходасевич) из Дубны - с изображениями Горького и Маяковского, Чайковского и Шостаковича, Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (начало 1970-х); до этого можно увидеть и "фрески" 1930-х - неизвестного авторства, но с членами правительства, включая вождя народов, среди наиболее знатаных представителей этого т.н. "народа" (типа Стаханова и опять же Горького)... ну тоже в своем роде забавно это все.

А если всерьез, то очень важно понимать, на мой взгляд, следующее: СССР, в котором довелось пожить мне и в целом тот, о котором в состоянии поведать сегодня на собственном непосредственном опыте доныне живущие, еще не вконец лишенные здравого ума и трезвой памяти, гораздо меньше имеет общего с Советским (в прямом и полном смысле этого слова) Союзом, каким тот задумывался и создавался в начале 1920-х, чем с нынешней РФ, ее православием-самодержавием и прочими традиционными ценностями; СССР должен был служить колыбелью мировой революции и прототипом глобальной - чуть ли не космических, а не только в земных пределах, масштабах - коммунистической республики, устремлялся и фантазиями, и практическими делами его строителей (некоторые разделы выставки - прежде всего архитектурный и отчасти книжный - наглядно это демонстрируют) в будущее, разрывая связи с прошлым, хотя бы и самым недавним... Что роднит, помимо злосчастной территории, прилегающей к финско-китайской границе, эту великую большевистскую утопию (и так ли уж она "утопична"? возникни СССР на базе не этой проклятой богом земли, а, скажем, Швейцарской конфедерации - что вышло бы, пофантазируем?.. с другой стороны - в Швейцарской конфедерации как-то и без революции обошлись, и без марксизма, и  даже без советов… да и без православия неплохо обходятся) с реальностью, которую я под тем же названием СССР своими глазами видел с детства и под вывеской РФ наблюдаю изнутри по сей день?! Выставка, разумеется, столь далеко в кураторских обобщениях не заходит - но реконструирует СССР как некий идеальный "дом культуры"... - культуры действительно богатой и разнообразной, хотя цензурованной, кастрированной... в каких-то проявлениях вовсе запрещенной, зато не элитарной, но принадлежащей массам, всем желающим, народу то есть... И всем хороша была б такая культура "для народа" - когда б нашелся для нее достойный этой культуры "народ".


натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже
натюрморт траурный: ДК СССР в Манеже

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Зачем люди начали бросать в чай лимон , а не скажем мандарин или кусок яблока? ...
Я сегодня была на Тверской. Не могла не пойти. Вокруг были дети, сплошняком. Дети и тинейджеры. Взрослых почти не было. Практически не встречались те, с кем в 2011-2012 ходили одними тропами. Хорошие дети, умные. Четыре часа на одном пятачке, конечно же, разговаривали. Большинство из ...
Ну и последним, предрассветным бонусом, выкладываю сюда одну из черногорских фотографий. Знаю, есть тут желающие посмотреть остальные - это уже вконтакт, я там не закрывала альбом, кажется. Опять же, помогает убивать время. Я уже, кстати, почти ...
Вчера гуляли по нашему дачному массиву, видели много варакушек. Такое ощущение, что чуть ли не на каждом втором участке живет парочка. По крайней мере, после воробьев это самая часто встречающаяся у нас птичка. Красивые, очень они мне нравятся. В этот раз удалось нескольких ...
В предверии большой распродажи, которая сегодня стартует в 15.00 по нашему израильскому времени, хочу поделиться удачными моими покупками, может кому-нибудь это пригодиться! 1) Женский ультратонкий пуховичок 90% утиный пух, складывается в маленький мешочек. Очень удобная вещь, ...