Натрий вместо лития. Что в этом хорошего?
tim-o-fay — 17.07.2024 Итак, свершилось. Всё же догрызли этот раскидистый кактус разработчики.В Китае запущена первая в
мире промышленная станция хранения энергии с натрий-ионными
элементами
В настоящее время для производства высококачественных накопителей
энергии широко используется литий, который отличается сравнительно
высокой ценой, но в ряде случаев может применяться и более дешёвое
решение с применением натрий-ионных аккумуляторных батарей, которым
и воспользовались китайские специалисты для создания своей станции,
предназначенной для хранения энергии.
Сообщается, что станция хранения энергии, находящаяся в автономной
области Гуанси, расположенной на юге Китая, состоит из 22 тысяч
ячеек, имеет мощность в 10 МВт·ч и использует натрий-ионные
элементы ёмкостью 210 А·ч с возможностью их зарядки на 90 процентов
от общей ёмкости всего за двенадцать минут.
Благодаря низким производственным и эксплуатационным расходам
натрий-ионные накопители позволяют снизить стоимость электроэнергии
до уровня в 0.028 доллара за один кВт·ч. В комплексе используют
безопасные натриево-ионные батареи высокой емкости (185 А*ч).
Аккумуляторы способны выдерживать примерно 1500 циклов зарядки и
разрядки при температуре до 60 °C. При пиковой нагрузке станция
сможет обеспечить электроэнергией около 12 тыс. домохозяйств в
течение одного дня.
Отмечается, что китайская станция хранения энергии с использованием
натрий-ионных батарей является первой в своём роде и доказывает
возможность применения более дешёвых элементов питания на основе
натрия для накопления энергии в промышленных масштабах.
@geonrgru | YouTube | sponsr.ru
Что в них хорошего?
↓ ↓ ↓ ↓
1. Весьма дуракоустойчивы. Терпят разряд до нуля и имеют малый саморазряд.
2. Терпят холод до -50°C с небольшой потерей ёмкости, до -20°C без таковой.
3. Допускают быструю зарядку (35-40 минут до полного) без потери свойств.
4. Не горят!
5. Долгоживущие. Меньше, чем LTO (литий-титан), но на уровне лифеполек.
Что у них плохо?
↓ ↓ ↓ ↓
1. Пока ещё дорогие. На уровне или ненамного дешевле литиевых, но это пока.
Всё же натрия в природе много больше и он гораздо доступнее и дешевле лития.
2. Весовая отдача натриевых аккумуляторов хуже литиевых.
То есть при прочих равных натриевая батарейка примерно в два раза тяжелее литиевой и процентов на 30 дешевле.
Это по LiFePO4, остальной литий по холоду и безопасности хуже или стоит совсем уж неприлично.
Для БПЛА (особенно мелких) по весу критично, для электромобилей чувствительно, для гибридов и электропедов уже как-то пофиг, для стационарных буферных накопителей вообще ни о чём.
Особенно если батарейки подешевеют раз в 5
Учитывая, что литиевые аккумуляторы на рынке с 1991 года, а натриевые с 2021 - то надежда есть.
Аккумуляторы Na-Ion уже можно свободно купить на отечественных маркетплейсах. С них и брал данные.
Сравнивал популярнейший форм-фактор 18650 LiFePO4 и Na-Ion. К сожалению не удалось найти, чтобы от одного производителя, но это не значит, что таких нет в природе.
Также очень мешали поискам продаваны-мошонки с их брехнёй про 9000 mAh и более с элемента 18650.
На али вообще берега потеряли, хоть совсем не заходи. И поиск там окривел вконец :(
Для любопытных в качестве старта рекомендую википедию. А там уже по ссылочкам, по книжечкам...
Кстати: мелькающие по разным попсовым сайтам "содовые батарейки" эпических параметров - это натриевые.
Sodium (англ.) - натрий. Надмозги, однако!
|
</> |