Наталья Варлей: "лгут те, кто говорит о бедной и серой жизни в СССР"...
amarok_man — 01.08.2024
"В свободные дни, часы, минуты – мы не отдыхали, а бегали по
театрам, выставкам, музеям, просиживали в читальных залах, не
пропускали новые программы в цирке и кинопремьеры…
Помню, каким потрясением стал для меня фильм «Шербурские
зонтики» с прекрасными Катрин Денёв и Нино Кастельнуово.
Мы сорвались с занятий и всем курсом поехали в кинотеатр
«Мир», рядом с цирком на Цветном… Красивый и нежный фильм о
несостоявшейся любви с щемящей музыкой Мишеля Леграна…
Когда, много лет спустя, мы с замечательным актёром Игорем
Копченко дублировали «Шербурские зонтики», я вспоминала ТЕ свои
ощущения…
Я уже рассказывала, что у нас была возможность по студенческим
билетам ходить в любой театр на любой спектакль, но так как по
предъявлению студенческого билета мы получали входной, то чаще
всего мы стояли на галёрке…
Но какое это имело значение, если с галёрки мы смотрели,
например, спектакль «Королевского Шекспировского театра» с
Лоуренсом Оливье в главной роли?!. Мы впитывали в себя как губки
всё, что успевали увидеть и услышать. Мы пропадали в музее имени
Пушкина и в Третьяковке.
Мы ходили в забитый до отказа зал Политехнического музея, где
читали свои стихи молодые Окуджава, Ахмадулина, Евтушенко,
Вознесенский, Рождественский, Петя Вегин, Инна Кашежева, Римма
Казакова… Можно было прийти ночью к памятнику Маяковскому, где эти
поэты – а с ними и малоизвестные, и самодеятельные, – часто до утра
читали свои стихи…
Лгут те, кто пишет или говорит о «серой, бедной жизни в
советское время»! Жизнь кипела и бурлила! Слава нашего цирка,
Большого и Малого театров, театра Вахтангова, МХАТа, БДТ – гремела
по всему миру! А наши музыканты! А переполненные залы консерваторий
и концертных залов… Так кому и зачем нужна сегодняшняя ложь?!
Неправда и то, что «было нечего носить»! Да, не было куч
шмотья. Мало того, было неприлично «страдать вещизмом» – это
считалось мещанством. Но если нужно было красиво одеться – был бы
вкус! Прекрасные ткани страна производила – не только на экспорт. В
ателье-люкс шили недорого и хорошо. Кроме того, можно было всегда
купить понравившуюся готовую модель…
Когда я уже снялась в «Кавказской пленнице» и начала ездить с
этой картиной и с «Вием» по всему миру, меня одевала прекрасный
художник-модельер Лидия Алексеевна из ателье на улице Герцена. И
она наряжала меня в такие красивые и необычные туалеты и из таких
качественных тканей, что, увидев, как я одета – на сцене, на
приёмах, на пресс-конференциях, – журналисты обязательно
спрашивали, у кого я одеваюсь…
Да! Не было этих дурацких «бутиков», в которых висят
маломерные тряпочки с запредельными, часто совершенно не
соответствующими качеству ценами…
Зато помню, как я, пятнадцатилетняя, иду по Арбату в кулинарию
ресторана «Прага», чтобы купить что-то из необыкновенно вкусных и
совсем недорогих полуфабрикатов, а на мне – белое платье в мелкий
нежный цветочек с плиссированной юбкой. И все на меня оглядываются.
А это платье мы с мамой купили в «Детском мире»…
Ух, какой был потрясающий «Детский мир» до «перестройки»!..
Сколько товаров для детей – и наших, и импортных – на любой вкус и
кошелёк! И одежда, и обувь, и игрушки… Настоящий праздник… Тогда
был девиз «Всё лучшее – детям». Не всегда, как и все девизы, он
выполнялся, но хоть посыл был…
А в «перестройку» все карусели, игрушки, волшебные
открывающиеся часы, из которых выезжали герои сказок, – враз убрали
и сделали на первом этаже… автомобильный салон. А потом и вовсе
«Детский мир» закрыли «на реконструкцию». А когда открыли,
выяснилось, что по ценам ни к одежде, ни к игрушкам – не
подступиться…
В «перестройку» в одночасье всё с прилавков выбросили на
свалку, закрылись заводы и фабрики. И те, которые шили недорогую
одежду и обувь – для детей, стариков, для людей среднего достатка,
– тоже закрыли… Магазины и рынки стали наполняться дешёвым
ширпотребом, в основном китайским, и то кустарным…
Планка в искусстве и культуре опустилась «ниже плинтуса»… В
кинотеатрах перестали показывать кино и стала продаваться мебель.
Или автомобили…
По телевизору замелькали чудовищно пошлые клипы попсы и
ток-шоу, в которых гостям задавали вопросы, всегда считавшиеся
неприличными…
Но главное, телеэкран заполнился дешёвыми американскими
поделками – их покупали «пакетами» наши телевизионные начальники,
резко ставшие «боссами»…
Вот когда жизнь стала действительно убогой и серой! А народ
пытались убедить, что «мы наконец-то прикоснулись к европейской
культуре, вышли из „совка“ и обрели свободу»… Свободу от чего?! От
нравственности?! Так это называется не свобода, а вседозволенность
и разврат!..
И своими руками была разрушена самая лучшая в мире страна!..
Сейчас многие осознали, что случилось, поняли, что их страшно
обманули, поманив, как дикарей, стеклянными бусами…
Да поздно! Ломать – не строить: многого уже не вернуть… А
телевидение всё продолжает бубнить – как ужасно жилось в «совке»: и
есть было нечего, и носить нечего, и читать нечего, и смотреть
нечего… Мрак, да и только…
Оказывается, «бикини появились только в 80-х», да и то
«запрещали носить»… Смотрю на свои студенческие фотографии на пляже
и думаю: «А в чем же это я, если не в бикини?!»…
А на днях в одном из ток-шоу ведущая, изображающая из себя
простушку, кривляясь и коверкая слова (простушка же!), на голубом
глазу рассказывала, как она мыла голову хозяйственным мылом: «Нечем
же было! Шампуней никаких не было!»…
Ну, тут уж только руками остаётся развести… Хотя кто знает,
может, хозяйственным полезнее…"
Наталья Варлей «Канатоходка».
https://www.yaplakal.com/forum7/topic2809277.html