Один друг любил говорить: "Все мои неприятности начинались в
те дни, когда я просыпался раньше, чем обычно".
В тот день раньше обычного проснулся я. И увы, раньше пришел
на работу. Я не был халявщиком, но вполне себе понимал тех, кто
начинал курить, чтобы был законный повод отдохнуть минут десять.
Тут ведь как: только начальник видит, что ты без дела, он тут же
соображает, чем пригрузить. А сигарета, это как бы дело. Обидно, но
как правило, тебя подлавливают аккурат в тот момент, когда ты ну
вот только что закончил вкалывать. Я не курил, и мне не было
обидно - только зашел в офис. И стал тем, кого
Редактор застукал и пригрузил.
- Есть простое задание, - сказал Редактор. Я не
вздрогнул. А зря. Это теперь я знаю, что эти слова не предвещают
ничего хорошего. А тогда я был наивен и верил людям.
Оказалось вот что. В Новочеркасске появилась говорящая
ворона. Сперва она прилетала домой к гражданину, по случайности
оказавшемуся журналистом "Газеты Жесть". И говорила ему "Воффка!".
Хотя журналиста звали иначе, Юрой. Потом она стала прилетать на
площадь к собору. С тем же текстом.
- Тебе нужно поехать в Новочеркасск и ее
сфотографировать.
Восторгу моему не было предела, потому что не было и
восторга.
Мне казалась бредом эта затея. Тоже мне тема для
статьи.
Но спорить с редактором было бесполезно. А может я не стал
сильно упираться, потому что было лето, и - повод на день исчезнуть
из редакции.
Ехал я на старом автобусе, из тех что называют
"душегубками". Среди пассажиров - обязательные персонажи: торчок,
пенсионерка, говорливый городской сумасшедший.
Полтора часа в дороге и я у собора. Здесь меня встречал журналист
Юра. Я обрадовался, вокруг было полно этих черных птиц.
И говорю:
-Юр, ну, какая из них говорящая?
И тут Юра убивает меня наповал:
- А ее здесь нет. Понимаешь, - Юра пренебрежительно
махнул на площадь рукой - это все - не ворОны.
Ноги у меня подкосились. Я-то думал, все будет просто, а
тут... Но это были цветочки, я еще не осознал серьезности
постигнувшей меня катастрофы.
-Понимаешь, Миша - сказал журналист голосом из учебных
фильмов - ВорОны и вОроны - это разные птицы. И ворОна, которая
говорит "Воффка!" она не черная. Она серая, Миша, с темными
крыльями.
- Давай купим пива, - медленно сказал я. - Это нужно как-то
обдумать.
Подумав две бутылки, я понял, что попал. Никакой вороны
не наблюдалось. Вообще.
Более того, по задумке, ее нужно было снять близко.
Предполагалось, видимо, что она уже знает Юру и подойдет
поздороваться.
То есть, как это видел Редактор: Ворона, с раскрытым клювом (ну,
она же "Воффка!" кричит), и возможно, с драматично раскинутыми
крыльями - на первом плане, и собор - на фоне. Трагично, что
Редактор в голове уже видел картинку. И значит, картинка была нужна
кровь из носу.
Мы с Юрой провели там три часа. Мы видели цыган,
выпрашивающих мелочь у парочек. Живописных казаков. Хиппи. Детей,
бестолково бегающих за мыльными пузырями. Вобщем, мы видели все что
угодно, кроме вороны "Воффка".
И случилось страшное, и что самое страшное, случилось это со
мной впервые в жизни - я приехал с задания без снимка.
"Жив ли, помер, снимок в номер" - этот девиз фотокоров древности
стучал у меня в ушах, как пепел Клааса. По кругу, как мантра.
Пассажиры вокруг, казалось, ворчали "снимок в номер, снимок в
номер". Автобус тарахтел "снимок в номер, снимок в номер". Я понял,
что без городского сумасшедшего и на обратном пути не обошлось. И
им был я.
Думать о встрече с Редактором не хотелось. Не было вороны, и это
был провал. Спал я плохо. Мне снился профессор Плейшнер, прыгающий
из окна с криком "Воффка!" и улетающий вдаль.
На следующее утро я позвонил лучшему специалисту
по животным, которого знал - директору зоопарка. Рассказал ему эту
историю. Зоопарк только рассмеялся.
- Да не переживай. Ты думаешь, тебя бы хоть одна ворона
близко подпустила? Да они как только внимание чувствуют,
моментально улетают. Сфотографировать их очень и очень
сложно.
И он был прав. Уже после этой истории, я не раз встречал
ворОн, и замечал, что они моментально улетают, как только начинаешь
на них смотреть. Возможно, та самая "Воффка" повела бы
себя иначе, может быть она была ручной - но у нее видимо, в тот
день у нее был выходной.
Итак, я понял, что в принципе был не виноват. Это был
"гроб" - невыполнимое задание, которое было простым
только на словах. Но понятно было и другое: Редактору этого
не объяснишь. Потому что из объяснения бы вытекало, что он не прав,
а то, что Редактор всегда прав, было написано на двери в
кабинет.
Это был тупик. Снять ворону, которую снять нельзя. Если
только... Меня осенило. Да, был единственный вариант,
спасающий ситуацию.
Вечером я принес Редактору десяток фотографий. На них не
было видно собора, было ощущение площади, ворона сидела почему-то
на ворохе газет и озорно, блестящим глазом смотрела в объектив.
- Ну, и почему она не раскрыла крылья? Когда каркала? Она не
говорила "Воффка"?
Мне очень хотелось сказать пару слов от имени
вороны, но слова были почему-то только матерные. Я
благоразумно сдержался.
- Мдаа, - протянул Редактор. В глазах его блеска не
было. Было желание меня уволить. - Снимок, конечно так себе... Но
ты же еще зеленый. Ладно, поставим вот этот - лучше-то все равно
ничего нет.
Я шел домой, и думал о фотографии и правде. И что
Брессон бы презрительно скривился, узнав, что этот снимок я сделал,
вымолив на час чучело серой вороны в местном краеведческом музее.
Потому-то и пришлось прикрывать ее газетами - ноги ее были прибиты
к деревяшке с надписью, исполненной стоицизма:
Corvus cornix.
Что в переводе с латинского означает: "С ходу посылай
тех, кто предлагает тебе сделать "простенькую" работу. Далеко и
надолго".
Это мой, вольный перевод.
ЗЫ: Кстати, увидел, что даже парням из Википедии
пришлось в качестве иллюстрации поставить вот
это
начало