Наставление о поведении из допетровской Руси.

Мужу мудру не глаголи вся, но исполы (половину) объяви, да прочее сам си от реченного разумеет, и яко зерно во ум приим, и весь клас усвоит себе аки от себе всеянный. Имеющу разум толкование твое яко орлу летну птенческо отрыгание. Сия поступка и сие ктому являет, яко к нему добродушие имаши и мудрость его чтиши.
Мудрому мужу не объясняй все, но скажи только часть, чтобы прочее сам понял из сказанного, словно получив зерно, а колос сам себе всеянный взойдет. Для того, кто имеет разум, твои подробные объяснения - как для взрослого орла отрыжка птенца. Если будешь так себя вести, то и то, покажешь, что почитаешь его мудрость и уважаешь его.
Аще кто предание бытнее неправо изглаголет, и несть нужды за святую веру стояти, не преступи ему, ниже пререки. Добрее есть со прилежанием послушати и безмолвием претерпети, нежели вступивши в слово явити ведение си. Понеже глаголющий отец есть, беседа чадо его есть, аще чадо поносиши и тому посмеешися, како отцу любезен будеши. Аще же хощеши исправити того, по беседе наедине вопроси, како мнится ему, яко нецыи инако глаголют. Аще и по рвению похулит и отвержется, помале известно испытав и истину познав, сам ся исправит. Аще же при иных сему преречеши, той по дмению своему во лжи укоренится поне и противу многих истинных свидетель и отцов, да не глуп и невежда слушателем обрящется, и к сему уже ничимже исправен будет.
Если кто будет говорить что-то неправильно из житейского, и нет нужды стоять за святую веру, не возражай ему и не прерывай. Намного лучше внимательно выслушать и в безмолвии претерпеть, нежели вмешавшись, показать свое знание. Потому что говорящий - отец, а его слова - для него, как его дети. Если ты издеваешься над ребенком и смеешься над ним, как будешь любезен для его отца? если же хочешь исправить его, то наедине у него спроси, что он думает по поводу того, что кто-то говорит по-другому. Если по рвению при тебе будет их ругать и откажется, но потом уже оставшись наедине и подумав, сам себя исправит. Если же по надменности своей еще сильнее укоренится во лжи и будет ругать многих отцов и свидетелей, чтобы только не оказаться невеждой для слышавших его, то его ничем исправить нельзя.
Весьма того берегися, да не пред другими разумнейша и искуснейша себе покажеши. Понеже искуснейшему и разумнейшу и беды искуснейши и искушения крепчайши, да не явишися яко сыны Ефремли, иже ко Иисусу Навину пришедши объявляху ся крепчайши и искуснейши, и паче других жребия требоваша, и прияша от святаго повеление, понеже крепчайши и искуснейши, да истребят исполинов, и еже паче других жребий исполинов возьмут.
Весьма остерегайся того, чтобы не показывать себя перед другими умнее и опытнее. Потому что умнейшему и опытнейшему и беды злейшие и искушения более крепкие. Чтобы ты не оказался подобным сыновьям Ефрема, которые прийда к Иисусу Навину и показывали себя сильнее и опытнее всех, и требовали жребия больше других. И получили от святого повеление, чтобы, поскольку сильнейшие и опытнейшие, пусть уничтожат исполинов, и тогда действительно, больше других жребий возьмут.
Сего же ся береги, да не сущей речи твоей пресеченней или попранней от кого прогневаешися. Не для чего иного бо глаголеши, да пользу принесеши брату. Аще же прогневаешися, поне и достоин будет сего, како яростию брата пользуеши? Сие есть аще сына твоего лжицею кормиши и перхнувшу ему внезапу лжицу и пищу отложив палицей его бити начнеши , понеже прерван еси. Сему безумию кто не посмеется. Сами пресекатели оные правду ти отдадут видя терпение твое с молчанием, и сии большее наставление дадят, нежели словеса твои.
И от этого себя оберегай, чтобы не прогневался ты на кого, если тот во время твоей речи тебя прервет или попирать будет. Ты говоришь только для того, чтобы принести пользу брату. Если же ты разгневаешься, пусть и достоин он будет этого, как ты собираешься доставить пользу яростью? Это то же самое, что если бы ты кормил сына из ложечки, а он закашляется, ты бы вдруг ложку и еду отставив в сторону, стал его дубинкой колотить за то, что он тебя прервал. Кто не посмеется над таким безумием. Те, кто тебя прервал, поняв твое терпение и молчание, получат больше от них наставления, чем от твоих слов.
В соборе же сего стерегися да даси место глаголющу. Понеже в соборе обычай есть, едину глаголющу прочим языком от бесов распалатися да лучше и премудрее сего рекут. От сего вси нестроения , рвения и распри в совете бывают. Аще имаши чесо рещи, удержи в себе и пожди, да вси прочии вся своя изглаголют - узриши, яко множицею сего еже аще чесо хотел бы рещи , рекут, твой язык не утруждая. Егда же вси своя изглаголют, и тишина приидет , тогда, зря, яко вси умолчаша, поклон сотворив, просто и смиренно яже достоит рцы, сие ведя, яко по трусе, огне, и ветре в месте последнем и в гласе хлада тонка Сам Господь пребывает. Дондеже трус , ветр и огонь в совете движутся, да укрыет лицо твое рука Христова смирения.
В собрании же обрати внимание , чтобы ты давал место и время говорить другому. Поскольку в собрании есть обыкновение, что пока один говорит , языки прочих распаляются от бесов, чтобы сказали что-нибудь лучше и мудрее. От этого все распри, рвения и нестроения бывают. Если есть что сказать, храни в себе и жди, пока все прочие выскажутся. Увидишь, что многие то, что ты хотел сказать, сами скажут, не утруждая твой язык. Когда же все наговорятся, и настанет тишина, тогда увидев, что все замолкли, поклон сделай , и просто и в меру скажи, что достойно, зная, что Сам Господь пребывает не в землетрясении, не в огне, не в ветре ,а уже после них - в гласе тонкой прохлады. И пока в совете бущуют землетрясение ветер и огонь, пусть накроет твое лицо рука Христова смирения.
И сего бди, да аще кто вопрошен будет, ты же отвещати сый силен, да не отвещаеши, понеже подобно есть рыбарю вметающу мрежу в море и внезапу обретающу ю на древе. Сим никоея же пользы доставиши, понеже отвержен будеши и вопрошающим и вопрошаема преобидиши, и премудрые словеса твоя в пренебрежении тобою же и вменятся. Аще же вопрошаемый неискусен будет или молча, и тогда да не дерзаеши отвещати, но можеши по совете наедине вопрошавшему ответ дати аки бы по некоем размышлении.
И будь внимателен, если кого другого спрашивали, а ты можешь ответить- не отвечай, поскольку это будет то же самое, как если рыбак метал сеть в море, и вдруг обнаружил бы ее на дереве. Пользы ты никакой не доставишь, поскольку тебя отвергнут , не слушая, и вопрошаемого, и вопрошающего обидишь, и сам же свои мудрые словеса в пренебрежение введешь. Если же тот, кого будут спрашивать, неправильно ответит, или промолчит, и даже тогда не дерзай отвечать вместо него, но сможешь после , наедине дать ответ спрашивающему, словно бы обдумав его вопрос.
Еже аще кто в совете чесо неискусно речет, на смех отнюдь да не разнесеши, но опусти яко не бывшее, понеже и сам сие потерпиши по праведному суду Божию. подобно есть да аще кто испустит ветр зловонен и все в смущение приидут, послежде и ты сам волею сотвориши тожде, да покажеши иным не бывшим, како бысть сие.
Если же кто на совете что-то глупо скажет, никогда этого не разноси для смеха, но пропусти, как будто этого не было, иначе и сам это пострадаешь по праведному суду Божию. Это подобно тому, как если кто пукнет, и все придут в смущение, а потом ты сам это специально сделаешь при других, чтобы тем, кого не было, показать, как это было .
Без нужды о сущих в житии сем не глаголи, понеже не избежиши сего , по Божественному Златоусту, или мнимым быти злословцем или мнимым человекоугодником Аще же хощеши наставити примером, от усопших глаголи, коих деяниям и похвала , и порицание не суть укоризнены.
Без нужды не говори о действиях живых. Поскольку не избежишь, по Божественному Златоусту, что обвинят или в злословии, или в человекоугодии. Если хочешь сказать пример (доброго или злого поступка), говори о усопших, ни за похвалу ни за порицание которых не получишь укора.
Глаголи мало и редко, да послушают тебе в сладость. Понеже и соловей поющий безвременно ненавистен бывает.
Говори мало и редко, чтобы слушали тебя в сладость, поскольку и поющий не вовремя соловей бывает ненавистен.
Безчестные словеса из уст твоих да не изыдут, аще и в посмех или в изъявление бывшего. Понеже воня гнойная есть , иже от трупа сердца.
Сквернословие из твоих уст пусть никогда не выходит, даже для веселья или для описания бывшего. поскольку это вонь гноя, который происходит от мертвого сердца.