Наследники
guruken — 30.04.2025
Посмотрел спектакль Театра Табакова «Наследники» с Владимиром Машковым, премьера была год назад. Вообще это пьеса Найденова «Дети Ванюшина» (1901), только новое название отсылает к модному американскому сериалу, от которого тут ничего нет. Это вариация «Короля Лира», только у Лира было только три дочери, а у Ванюшина полон дом детей и внуков, и все они не оправдывают надежд успешного купца. Понятно, что главная роль тут - у исполнителя Ванюшина.

Вообще у пьесы «Дети Ванюшина» богатая история. Помимо множества театральных постановок, отчего Найденова стали называть новым Островским (это не так), Яков Протазанов снял немой фильм с Иваном Мозжухиным и Верой Холодной (1915), и он не сохранился. А вот в театре Маяковского постановка Андрея Гончарова (1968) была отчаянно хороша, с Евгением Леоновым, Немоляевым и Лазаревым-ст. Я застал его уже на излете, без Леонова, и это все равно было хорошо. Увидев успех в театре Маяковского, Андрей Ташков снял архетипический фильм «Дети Ванюшина» (1973), где Ванюшина играл основательный Борис Андреев, и была команда супер-звезд в лице Гурченко, Кайдановского, первой красавицы советского кино Валентины Серовой, стройной тогда Елены Соловей и блистательного Виктора Павлова.
Что сделал Машков, раз он тут и в главной роли, и как режиссер? Переделал текст, убрав старинные выражения (многие и сегодня на слуху), придумал истеричного доктора для гэгов, и весь текст усовременил, сделав акцент на гэги. Это разумно, если это работает. Но это совсем не работает. Потому что Машков эти гэги заставляет всех артистов произносить в режиме истерики, на полном плюсе, на крике. А вот самого себя от этого избавляет. В результате - ох какой классный актер Владимир Машков, такой органичный, и вокруг него сплошные истерики и вопли из самодеятельности. Но все не так, как кажется.
Машков все свою кино- и особенно театральную карьеру сделал на разрыве чувств в клочья. Ну что скрывать? Десятки ролей. Но штука в том, что сам Машков - это мини-АЭС, он очень органичен в этих истериках. А у других актеров - другая психофизика. Став неожиданно режиссером, и даже руководителем театра, - увидев любые проблемы с актерской игрой, он почему-то решил компенсировать их истериками у каждого. У него это работало. У других это явно не работает.
«Наследники» - это два с лишним часа злобных истерик от всех. Это тонны негативной энергии, которые пытается разрулить мудрый праотец Машков. Но не разруливает, об этом пьеса. И мне жаль актеров, которые живут не там, где они хороши. Скажем, в фильме была очень хороша тонкая рефлексия героя Кайдановского, - ее тут в помине нет. Героиню Соловей сделали злобной горбуньей - но зачем? Она же была хороша своей трогательной искренностью на грани слабоумия. Отдельно обидно за отличного актера Сергея Угрюмова, который ярко играет обаятельного мошенника и ловеласа Степана Красавина (его в фильме играл Павлов), но режиссура Машкова заставила и его уйти в бессмысленный злобный вопль.
Я не могу признать этот спектакль успешным, несмотря на полный зал в «Современнике». Это не смешно, не проницательно. Хотя сам Машков очень хорош. Подозреваю, именно из-за актерской зависти он сделал всех остальных заведомо хуже. Но это несправедливо к ним. И да, в финале купец выживает (в пьесе и фильме погибает), - это отличный финал посредственного в целом спектакля.
|
|
</> |
Не меняется яркость экрана на ноутбуке - Гайд от компьютерного мастера
Ещё одно сокровище в моей библиотеке
Субботнее фото. Осеннее барокко
Доброе утро!
Услуги электрика метро Алтуфьево
Пригожин продолжает выигрывать битвы
Про химика Бутлерова
А можно мне тоже?..
Взгляд на Нижний Новгород из высотки

