"Наследница по прямой", или как начинались фильмы про проблемных подростков
monetam — 27.08.2024Такой фильм – это вот один из первых ростков про «проблемную молодёжь», той самой поросли, которую впоследствии составил и «Чучело», и «Плюмбум…», «Авария – дочь мента», и пр., и наконец, «Курьер».
То есть автор фильма исходит из того, что молодёжь в итоге несет скорее деструктивный заряд, она- не БАМ стремится строить, и не в конкурсах строя и песни участвовать, а в ней, как в вулкане вызревает что-то непонятное, обычно – малокрасивое, или красивое какой-то болезненной красотой, с обычной, принятой у взрослых связанной совсем специфично. В данном случае – так это увлечение вроде бы «официальным» Пушкиным, но как-то не так, как-то неправильно, не дошкольному: девочке хочется самореализоваться через свою причастность к славе гения, причем не какого-то второго порядка, а «солнца русской поэзии». Для этого неискушённый подростковый разум быстро формирует наукоподобную легенду – правдивость которой легко разрушает ничуть не историк, просто сторонний человек с холодным в этом отношении рассудком Володя.
Тут надо понимать, что интересы Жени в отношении Пушкина этим и исчерпываются – они стихов не декламирует, каких-либо иных сколько -нибудь глубоких познаний по биографии поэта не выказывает, а книжку с «Евгением Онегиным» пользуется для ... гадания! И всё. Даже найденные развалины не имеют именно что Пушкинской истории, Хотя советская пушкиниана было весьма развита, и найти в библиотеках книжку. Что бы вычислить, когда и где, по каким улочкам твоего города Пушкин прошел, да в какие дома реально заходил – не слишком то и сложно. Но… нет, свой миф создан, и он лелеется в одинокой душе…
Женя одинока. У нее нет подружек, нет друзей - она вообще не контактирует со сверстниками, хотя, как во всяком детском коллективе, в нем можно найти компании и кружки на любой вкус. А Женя – не находит, она не разделяет ничьи предпочтения, и не приходится удивляться тому, что никто не заинтересовался ее сверх эгоистической легенды. В качестве эрзац-друга у нее – Ганя, Ну да это рыба именно что на безрыбье, тут бы родителям, вместо телевизора на кухне, обратить внимание на то, что дочка сторонница контактов с той средой, в которой они бы и должны возникнуть в первую очередь…
А чувства в меняющейся подростковой душе могут возникнуть очень нешуточные! Потребность любить у нее есть, она, эта потребность возникает и выплескивается не на ближнего своего, который вот в один класс, или в одну школу ходит, а на, так скажем – вынужденную ситуацией жертву – Володю, который вынужденно поселяется в одном доме с Женей, и вынужденно начинает с ней контактировать – до поры до времени, пока не находит именно ту, к которой у него именно душа лежит…
А дальше… вот вам эпатирующие выходки влюбленно девочки с платьем из штор да дерзкими разговорами, острой, фонтанирующей ревностью, а фоном идут колоритные фигуры из теневого мира- какие-то скользкие, наверняка нечистые на руку и на помыслы антрепренёры Влад и Котя (тут кстати, если сыгравший Котю Герман Шорр идеально подошел для своей роли, то центральная роль Влада досталась совершенно не подходящему на нее Збруеву: тому со своим жизнерадостным и добрым лицом категорически нельзя играть злодеев).
Как обязательный элемент такого рода фильмов обязательно будет рукоприкладство, жестокое, и некрасивое, то есть именно такое, какое в жизни и бывает (тут уж будет перекличка с позднейшей «Ассой»), и дедушка с экзотической профессией постановщика трюков с огнем, и, как вершина какого-то сюрреализма – живой Александр Сергеевич, который навещает Женю после краха ее любви…
Но Женя- взрослеть не хочет. Она собирается и дальше жить со своей пушкинской легендой. И потому, несмотря на бегство криминальных Влада и Коти, никакого хэппи-энда не происходит- Женя остается пленницей своей легенды, еще более погружаясь в нее, а Володя - потерял свою любовь, а для певицы Валерии – так горько закончился так понравившийся ей поначалу роман…