Насколько мы меняемся или не меняемся
fleurf — 24.06.2013Я заметила за собой странную особенность - начала задумываться, насколько на самом деле можно изменить себя и стать другим человеком.
Помните, в конце «Унесенных ветром» Ретт сообщает Скарлетт, что собирается помириться с родственниками и хочет жить в знакомой с детства среде, где его понимают, хотя всю юность он терпел от них унижения? Или Гэтсби или Мартином Иденом и иже с ними, словом, талантливыми и работоспособными выскочками, которые с разной степенью успеха стремились попасть в среду тех, кто родился с трастовым фондом и семейным поместьем. Snobs плюс Past Imperfect тоже затрагивают эту тему.
Это я к чему. Поехала я вчера в аутлет Serravalle. Автобус туда полон русскими туристами, автобус обратно – китайскими. Русские туристы, судя по разговорам, из Сибири и с Урала. Я прикидывалась ветошью, в разговоры не вступала, но слушала, как люди вокруг знакомятся и о себе рассказывают. Кто-то в университетах преподает, кто-то в бухгалтерии банков работает, кто-то дома детей воспитывает, у кого-то свое дело… Скорее всего, там были совсем не олигархи, а зажиточный средний класс. Я так поняла, что они приехали именно «на шоппинг в Милан», потому что там, откуда они приехали, это круто – ездить на шоппинг в Милан. Им все равно, какая именно сумка Прада, лишь бы настоящая Прада из Милана. (Выбор обуви в Прада, кстати, неплохой, но вот сумки - самые убогие модели).
Мне вот лично кажется, что ездить специально на шоппинг в Милан – пустое занятие, так как выбор, удобство и цены гораздо лучше на MyTheresa, Yoox, Net-a-Porte. А люди в автобусе ехали целенаправленно и даже со списками – детская обувь, куртки, постельное белье… Это же надо – за полмира лететь за детской одеждой! За такой закупкой сюда поедут только те, кто не имеет доступа к обычному онлайн шоппингу или к обычным универмагам больших европейских городов. (Про северную Америку не знаю, но подозреваю, что ситуация та же). Людям со средствами и с взыскательным вкусом сюда ехать не обязательно, так как им в ближайший бутик того или иного брэнда все привезут, что надо.
Видимо, именно для таких покупателей, как российские и китайские туристы, аутлеты и придумали. И вот мне интересно – а насколько за счет растущих доходов можно изменить отдельно взятую личность и вообще национальный менталитет? Ну это к вечному вопросу о вытащить девушку из провинции или провинцию из девушки… Когда количественные перемены переходят в качественные?
Иногда я ощущаю себя европейкой, иногда девочкой из провинции, чем горжусь, а иногда девочкой из провинции, за которую неловко.
Например, европейка – когда речь идет о дискриминации, взаимоотношении полов , гендерных правах и политических взглядах в целом, правилах дорожного движения, законопослушности, составлении бюджета семьи, поиске работы. Например, в аутлете рядом с русской семьей на соседний стульях пристроились арабские дамы в хиджабах. Так вот, девочка двенадцати примерно лет громко, на весь магазин, рассуждала, что эти дамы похожи на ведьм, потому что они страшные и вообще их нельзя пускать в магазин, и зачем им нужны туфли, которых под черными одеждами все равно не видно. Я, признаться, еле сдержалась, настолько мне было возмутительно это наблюдать. Остановило только то, что это чужой ребенок, и его воспитание – не моего ума дело.
Когда случается какой-нибудь кризис или неожиданная ситуация, я очень рада тому, что у меня достаточный жизненный опыт, который подготовил меня к неприятным сюрпризам, и поэтому я почти всегда уверена, что справлюсь, где наша не пропадала. Я не робею перед официальными лицами, не доверяю законам статистики и считаю, что очень многое можно изменить. Словом, я очень рада, что в моем характере есть упорство и прагматизм, часто присущие провинциальным выскочкам.
А иногда мне бывает неловко за то, что я не знаю достаточно того, что другие освоили еще в детском саду. Чем выше я продвигаюсь по карьерной лестнице, тем выше концентрация играющих в гольф и разговаривающих по-французски любителей оперы, умеющих готовить седло барашка по семейным рецептам, и недавно вернувшихся из поездки по монастырям Непала. Скажем так, иногда я не могу решиться, нужен ли мне какой-то навык или умение - или нет. При этом никто меня не осуждает, просто сама себя спрашиваю, стоит ли постараться и чему-то научиться – или и так сойдет. Как правило, все это относится к поведению в обществе, хобби и культурному времяпровождению. Например, одно время я училась играть в гольф, потому что мне казалось это прикольным времяпровождением, а сейчас я понимаю, что гольф меня интересует только с точки зрения нетворкинга, и я пока что не решила, надо ли мне оно или нет. То же самое относится к французскому языку, походам в музеи и на концерты. Я не могу для себя определить, где для меня лично заканчиваются требования к культурному человеку, с которым приятно встретиться в «обществе». Когда есть свободное время, мои личные склонности тяготеют к литературе, истории и теории бизнеса, общественной публицистике, анализу общественных течений, биографиям и мемуарам бизнесменов… Ну или к модным журналам и сплетням о знаменитостях. Еще я люблю путешествовать, наблюдать за природой и за тем, как живут и работают люди. А вот в музеи мне нужно саму себя подгонять, «потому что надо для культурного развития».
При этом часто так бывало, что стоило лишь немного увлечься и начать следить за чем-то новым, потом не оторваться. Так стало, например, с футболом. И отчасти с Тур де Франс. То есть нельзя сказать, что я совсем уж навязываю себе чужие хобби. После некоторых усилий, новые увлечения действительно становятся своими. Но не все. В идеале, хотелось бы начать разбираться в фотографии, современном дизайне, кулинарии разных наций и американском футболе. И заговорить по-французски. И ездить на музыкальные и кино- фестивали. И в кино ходить хотя бы раз в месяц, желательно на что-то нишевое и очень интеллектуальное.
Интересно, те люди, которые вырастают и продолжают жить в одной и той же среде, которая поощряет определенные интересы и кругозор, они тоже испытывают сомнения, на что стоит или не стоит тратить время? Или это свойственно только тем, кто вырос в одной среде, а живет в совсем иной?
|
</> |