Нашла ответ
gull_25 — 11.06.2024на этот вопрос. Сам Дитерихс написал его.
К лету 1922 года последним оплотом организованного сопротивления большевистскому режиму на территории бывшей Российской Империи оставался Дальний Восток, а точнее его Южная часть - Приамурье и Приморье с политическим центром во Владивостоке. Здесь было создано Временное правительство, оно никаких стратегических целей относительно свержения советской власти на остальной территории России не ставило. Оно желало лишь сохранить административный контроль над некоторыми дальневосточными территориями, дабы не допустить на них красного террора, которым в 1918-1922 годах сопровождалось утверждение советской власти по всей России.
Если в западной части России власть перешла к советам, то в Приморье советы в виде Народного собрания фактически власти не имели. Они, конечно собирались, чего-то там орали, но к власти допущены не были. Они скорее действовали как подпольщики.
В Приморье в отличие от остальной России, где к 1920 году экономика фактически была разрушена, экономическая активность сохранялась за счет международной торговли с Японией, Америкой и Китаем. В Приморье работали заводы, морской транспорт. Не было политических забастовок, кроме одного случая в Сучана, где активно действовали большевики. Они же постоянно указывали на незаконность временного правительства, говорили что оно самоназначенное.
Как сделать власть легитимной? Выход нашли — нужно собрать Земский собор и на нем выбрать правителя. В Приморье не было достаточно авторитетного человека на этот пост, поэтому вспомнили о Дитерихсе. Он уже два года жил в Харбине. Вот что сам Михаил Дитерихс пишет об этом:
5-го сего Июня в Харбине я получил телеграмму Приамурского Народного Собрания об избрании меня председателем правительства. Незнакомый с Конституцией здешней власти и не имея достаточной ориентировки, я выехал 7-го Июня, решив, что окончательное решение приму здесь, на месте, о чем и предупредил встретившую меня в пути делегацию Народного Собрания. Ныне я это и делаю. Ознакомившись со всеми событиями, имевшими место во Владивостоке в период 1-8-го Июня и не найдя иных законных путей к устранению возникшей политической смуты, я решил: 1-го Июня здесь, во Владивостоке, произошло то же самое явление, которое имело место 27 Февраля в Петрограде в 1917 году: народное представительство стало на путь революционного творчества, против существующей законной правительственной власти, не имея за собой воли всей страны. Последствия такого шага Государственной Думы 27-го Февраля вся Россия ныне испытывает на себе. Такое же положение должно было постигнуть ныне и Приамурье после первого Июня и грозит неминуемой гибелью нашему национальному святому делу борьбы с антирусской, антинациональной советской властью. Там, где культивируется идея национального русского единения, там, куда обращены со страстной надеждой взоры всех честных русских людей всего мiра, не исключая советской России, там не может быть места личным и персональным началам, а все должно быть приносимо в жертву сохранению и ограждению очага надежды возрождения, светоча, искры освобождения нашей великой Родины от разрывающих ее когтей дьявола. Вера Христианина и совесть человека, которому вы высказали доверие в целях спасти идею национальной борьбы, заставляет меня сказать всем: никогда я не встану на революционный путь в среде национального антибольшевицкого единения, каковым у нас осталось только Приамурское единение.
Состав Земского собора в Приморье был замыслен по типу Учредительного собрания. Он состоял из представителей: самоуправления, армии и общественности гг. Владивостока, Спасска и Никольска-Уссурийского, а именно: представителей городских дум, комитетов несоциалистического населения, торгово-промышленной палаты, земских управ, профсоюзов, приходов, от Армии и Флота, от войсковых правительств казачьих войск и высших учебных заведений. Как видим, белогвардейцы не стремились взять власть штыками. Они хотели ее получить легитимно, используя давно известные на Руси демократические институты.
Во Владивостоке открыли мемориальную доску в честь
100-летия Приамурского Земского собора
27 октября 2022 г., во Владивостоке на месте, где сто лет назад в
июле-августе 1922 г. проходил Приамурский земский собор, фонд
"Наследие" и союз "Наследие Империи" открыли мемориальную плиту в
честь этого события и в честь генерал-лейтенанта М.К.
Дитерихса.
Плита создана усилиями руководителя регионального отделения И.А.
Чернозатонского и приморского бизнесмена М.В. Айрапетяна. На
открытии выступили заместитель главы Владивостока Н.А. Селюк,
генерал-лейтенант, президент НБФ "Наследие" Л.П. Решетников,
председатель общества Красный крест С.А. Капнист. Плиту
освятил по благословению митрополита Приморского и Владивостокского
Владимира протоиерей Игорь Талько.
Вот что написано в местной прессе об этом событии. В первом же указе Дитерихс провозгласил первоочередной задачей свержение советской власти, издал указы о всеобщей мобилизации и о церковных молебнах за победу над большевиками, а затем и вовсе решил, что все неверующие должны быть лишены гражданства Приамурского земского края и немедленно высланы за его пределы. В итоге, разгромом Приамурской земской рати в октябре 1922 года наконец-то закончились сражения Гражданской войны в России.
|
</> |