Наши цифровые платформы и банки всё слили хохлам, но прекращать и платить - не

топ 100 блогов nnils23.04.2024

АП завернула поправку к закону Хинштейна и Рукавишниковой про оборотные штрафы за утечки. Бизнесу не нравится платить за косяки, а Минцифра для него носит поправки в Думу. Глава Ассоциации больших данных: риск преувеличен, мы увидим риск только через 30 лет! Борьба за законопроект идёт уже полтора года, наши цифровые платформы и банки всё слили хохлам, но прекращать и платить - не собираются.

Всем привет, излучатели персданных!

Меня из СПЧ попросили прокомментировать новость о том, что в Администрации Президента не одобрили пакет поправок Минцифры к законопроекту про оборотные штрафы.
Ниже — расширенный комментарий, с замечаниями, которые нельзя публиковать на сайте СПЧ.

Ожидая очередной тормозящей неприятности с этим злосчастным, замученным законопроектом, полез читать новость, обнаружил, что, наоборот — в АП завернули поправки «от бизнеса», ухудшающие законопроект, ослабляющие санкции за утечки.

Новость Ъ видна лишь частично, закрыта подпиской, поэтому поясню:

В АП подготовили отрицательный отзыв на поправки к законопроекту об оборотных штрафах за утечки персональных данных. Официально поправки поступают от Минцифры ко второму чтению законопроекта в Госдуме, первое чтение документ прошёл в январе 2024 года.

В первой версии указано, что за первое нарушение защиты ПДн компания получит штраф до 15 миллионов рублей, а при повторной утечке наложат оборотный штраф от 0,1% до 3% выручки за календарный год, но не менее 15 миллионов рублей и не более 500 миллионов рублей.

Я был на заседании в Госдуме в декабре, где Ассоциация больших данных требовала смягчения санкций закона. А именно: предлагала смягчить наказание для компании за утечки, если компания (согласно какому-то специальному аудиту ИБ, который предстоит ещё организовать) добросовестно исполняет закон 152-ФЗ о персональных данных, выплачивает компенсации пострадавшим и направляет 0,1% оборота на кибербезопасность. В этом случае компания получит штраф по нижней границе.

В Администрации президента отвергли обязательный процент оборотных средств на кибербезопасность и снижение штрафов. И потребовали внести параметры санкций в 152-ФЗ. А не в КОАП.
....
Законопроект об оборотных штрафах за утечки персональных данных имеет очень трудную судьбу. Его не удаётся никак принять. В 2022–2023 годах его не удавалось вообще внести; потом он в январе 2024 прошёл первое чтение, теперь ждёт поправок, как обычно бывает со вторым чтением.

Почему этот законопроект настолько важен и почему он встречает такое сопротивление?
...........

Есть два способа наказывать за утечки:

1) Наказывать компании административно за недостаточный уровень защиты ПДн. Это как раз и есть норма об оборотных штрафах. Оборотные — значит, вычисляемые от общей выручки компании за год, то есть большие, десятки и сотни миллионов рублей (сейчас они в тысячи раз меньше).

2) Возбуждать уголовные дела за незаконный оборот ПДн. Это позволит расследовать преступления и наказывать конкретных исполнителей — системных администраторов, ИТ-директоров, их начальников. В том числе не за непосредственную кражу данных, но и за халатность менеджмента и акционеров, которая привела к утечке, выносу, потере данных. А также ловить торговцев данными, которых сейчас вообще никто не трогает.

Надо понимать, что утечка — это только первое звено, самое начало незаконного оборота персональных данных — перепродажи, использования для мошенничества, в рекламе и т. п. 

Например, в нашей стране отлично себя чувствуют сервисы «пробива», в которых за небольшие деньги можно узнать про человека почти всё. Ими массово пользуются кадровики, силовики, хотя это уголовное преступление.

Если брать за утечки и продажи ПДн только штрафы с компаний (или пусть даже с граждан), то это — административные дела. В рамках административного дела нельзя вести следствие: производить выемку почты, аккаунтов менеджеров, изымать компьютерную технику, телефоны, поднимать переписку и переговоры по телефону. Потому что в рамках административных дел оперативно-розыскной деятельности (ОРД) — не ведётся.

То есть на самом деле устанавливать пути утечки данных и находить виновных — по сути в рамках дела о штрафе — невозможно. Это можно делать только в рамках уголовного дела, в ходе ОРД.

А это нужно. Потому что вору данных, коррумпированному сотруднику наплевать на оборотный штраф для его компании — он не акционер, а наёмник, получив за большую выгрузку ПДн в Даркнете деньги, превышающие его оклад во много раз, он уволится и продолжит воровство в другой компании.

Тем более, что суды про штраф, апелляции будут идти ещё года полтора-два после его увольнения.

И тем более это касается перепродавца данных — который вообще ни в какой компании не работает.
..........
Кто же мешает принять закон? Мешает наш большой цифровой бизнес, в том числе напрямую Ассоциация больших данных.

«Ассоциация больших данных (АБД) была создана в России осенью 2018 года. Сегодня членами Ассоциации являются: „Яндекс“, VK, „Сбербанк“, „Газпромбанк“, „Тинькофф Банк“, „Россельхозбанк“, „МегаФон“, „Ростелеком“, QIWI, билайн, „МТС“, Аналитический центр при Правительстве РФ, „Банк ВТБ“, „Авито“, Центр стратегических разработок (ЦСР). Основная цель Ассоциации — создание условий для развития технологий и продуктов в сфере больших данных в России».

Вот АБД и «создаёт условия для развития». Лоббирует торможение и ослабление санкций в законопроекте об утечках персданных.

Я был на паре заседаний в Госдуме по данному закону, которые вели Александр Хинштейн и Ирина Рукавишникова. Там «представители бизнеса», совершенно не выказывая никаких угрызений по поводу массовых утечек в их компаниях, настойчиво требовали снизить оборотные штрафы минимум в 10 раз и категорически возражали против уголовного преследования за незаконный оборот данных.

По сути, они этим декларировали «с утечками бороться не будем, будем бороться с наказаниями». Это же проще и дешевле.

Дальше понятно: включаем возможные штрафы в бизнес-планы, потом в случае чего говорим Совету директоров, что ну вот, мы предупреждали, что это может быть, в какой стране живём-то; вероятность реализовалась, списываем в убытки.

Это всё — потом, возможно, может быть, а может и не быть; в любом случае — с небольшой вероятностью, а в ИБ вкладываться надо сейчас и большими деньгами. Проще понизить санкции в законе.

К счастью, А. Е. Хинштейн и И. В. Рукавишникова этому давлению не поддались, и закон прошёл первое чтение в исходном виде.
....

Далее на Спонсоре.

Снова про утечки ПДн и наглость большого бизнеса

Игорь Ашманов

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Рост заболеваемости ОРВИ, начинающийся осенью, вполне ожидаем. Было бы крайне странно, если бы этого не произошло. Но кривая роста заболеваемости является результирующей наложения многих составляющих. В частности, есть немало вирусов-возбудителей ОРВИ, и они отличаются по степени ...
Мойка высокого давления Baseus - 79.99 $ Каждому автомобилисту время от времени приходится машину мыть. В ассортименте продукции Baseus появился интересный продукт – портативная мойка высокого давления. Она не ударит по карману так, как аппараты типа Kercher,  с нею не нужно ...
Во вторник вечером пробежался, поел арбуза и сели с малым играть в маньяка. Сыграли две партии, весьма занятные, жаль, что не записал. Оба раза играли за консельеров, а не за маньяка. В первый раз играли с маньяком в салочки. Но, к сожалению, я попал ранее в капкан, у автомобиля, ...
Всех причастных с праздником . Пользуясь служебным положением - размещаю фото своей группы. Камрады - размещайте в комментариях свои . Перенесу в пост.Получится отличный альбом. ...
  акция, прошедшая вчера на Чистых прудах    интересна по нескольким причинам. Во первых, это действо интересно количеством участников, триста человек это не цифра для огромного мегаполиса. Значит ли это, что данный лозунг не пользуется ...