Наша икона - что захотим, то и сделаем!

Попы завершили свою операцию под условным названием «Так не доставайся же ты никому!» - и торжественно водрузили похищенную из Третьяковки икону Андрея Рублева, где она хранилась в особом режиме, с соблюдением всех правил предосторожности, в свою Лавру, где ее уже без всяких правил просто вставили висеть на стене. Один раз они уже так делали – где-то в 19 веке. Икона («доска», как их называют ценители) так висела-висела, потрескалась, совсем почернела, монахи ее снесли в запасник, где б она и сгинула навсегда, если бы в 1917 году не случилась революция, почерневшая доска не попала в руки реставраторам, а те б не стали ее аккуратно приводить в божеский вид (в буквальном смысле слова). Так «Троица» вновь предстала в своей почти первозданной красе, и ее выставили в Третьяковской галерее, атрибутировав как написанную легендарным иконописцем Андреем Рублевым ажно в 14 веке, по нынешним временам выходит – почти 700 лет назад.
«Троица» стала едва ли не самой известной в мире русской иконой и заодно – символом всего древнерусского искусства. У нее не совсем обычный способ воздействия; русские художники особо рисовать не умели (да и у кого было учиться?), и сами изображения не страдают выдающейся реалистичностью – наша иконопись традиционно схематична и шаблонна. Но «Троица» выполнена в удивительно ярких и одновременно теплых тонах, в общем-то, нехарактерных для икон, обычно довольно тусклых и похожих одна на другую.
Я, как и многие интеллигенты, увидел «Троицу» впервые в фильме Тарковского «Андрей Рублев», где именно на цветовом контрасте выстроена, можно сказать, основная идея произведения: весь фильм – черно-белый, показана Русь времен монголо-татарского ига: кровь, выпущенные кишки, предательство, пытки, горят заживо люди и коровы, по снегу в мире, полном грязи и блевотины, среди полностью озверевших людей перемещаются кое-как неприкаянные богомазы; в черно-белом мире даже кровь – всего лишь темно-серая и с трудом отличима от грязи.
И только в самом конце, уже без слов и без движения идут единственные в фильме цветные кадры – как раз с иконами Андрея Рублева. Невероятно яркие и теплые, но не обжигающие. Чтобы зритель, измордованный всем предыдущим зрелищем – миром жестокости, холода и скотства – охренел: как ЭТО могло произрасти ТАМ?!!
А вот смогло. Надо было только, чтобы реставраторы смогли отчистить предыдущие 700 лет наслоений всякого дерьма.
Но нет, в России победа добра – всегда временное явление. Икону отдали церковникам несмотря на все слезные предупреждения ученых и реставраторов – «она же погибнет!» «Да и хрен с ней», - как бы мысленно им ответили служители РПЦ. – «Наша икона – что хотим с ней, то и сделаем».
Интуитивно понятно, что никак иначе в современной России и не может быть, поскольку у нее проявляется яркое некрофильское начало – стремление к холоду, небытию и смерти. В черно-белой стране не нужны цвет и яркость – они режут глаза всем этим порождениям тьмы. Поэтому первое, что они добиваются от иконы – чтобы она скорей как минимум потускнела. А там и до исходного состояния «черной доски» рукой подать.
Но вопрос все-таки – зачем? Почему церковникам так надо испортить едва ли не главное свидетельство того, что на Руси кроме монголо-татар было еще и какое-то искусство?
Да именно поэтому, я думаю. А еще – служителям РПЦ нестерпимо, думается, само сознание, что их главную реликвию восстановила НАУКА. Это прям как нож острый в одно место. Как это вообще – думает служитель культа. – В лоне церкви, значит, икона почти уничтожилась до полного неразличения, а охальники-атеисты в богомерзкой «лаборатории» ее восстановили «еще лучше, чем была»?! ДА НЕ БЫВАТЬ ТОМУ!
Это чисто религиозное дело. Служители культа ни в коем случае не хотят ни пяди одалживаться у науки. Лучше сами сгноят. Потом скажут, что «так, значит, было богу угодно».
|
</> |