Наша домашняя школа

- Занятия свободные. Если желания у ребенка нет учиться (хотя у нас такое пока не наблюдалось), то и принуждать никто не будет. Когда захотелось отдохнуть - отдыхают, захотелось позаниматься - занимаются. Управляю процессом я - то есть я сажусь и начинаю заниматься сама, моментально подключаются дети. Я занимаюсь примерно три часа, а потом заканчиваю, дальнейший процесс занятия самостоятельный. Кстати, обучение может проходить не только в эти три часа, мы сталкиваемся с разными задачами и в жизни, причем постоянно. Фактически процесс обучения происходит непрерывно.
- Отсутствие учителей и учеников. Каждый и учитель, и ученик. То, что я учусь вместе с детьми дает им пример самостоятельного обучения. Старшая девочка часто помогает младшей, вернее, обучение младшей фактически на плечах старшей - причем совершенно добровольно, они сами так решили.
- Мы используем методику погружения - то есть изучаем какое-то время только один предмет. Вернее, выбираем область знаний которую хотим изучить (дети выбирают вместе), ставим задачу - что-либо узнать или овладеть каким-либо навыком, и приступаем. То есть как таковых у нас учебных предметов нет, есть вопрос или задача, которую мы решаем.
- Обучение тесно связано с творчеством или игрой. Эмоциональная окраска урока очень важна для ребенка, обучение и запоминание проходит гораздо легче и ярче. Работа сенсорных органов стимулирует работу коры головного мозга - получается у ребенка гораздо больше включенности в работу, больше внимания. На уроках мы рисуем, делаем поделки, слушаем музыку (особенно хорошо включать классику на уроках математике) и так далее, можно стимулировать еще обоняние, вкус и тактильные ощущения, а и еще чувство ритма.
- Эвритический принцип - знание не дается в готовом виде, до всего надо дойти самостоятельно. Учитель на вопрос отвечает вопросом - наводящим, и постепенно можно, как бы, подвести ребенка к ответу - который он уже даст сам. В чем здесь смысл - когда ребенок находит ответ на вопрос сам, происходит инсайт - очень высокий эмоциональный подъем, при котором все клетки коры головного мозга получают стимуляцию. При соблюдении эвритического принципа у ребенка сильно развивается творческое мышление. Знание "добытое" самостоятельно остается в памяти у ребенка навсегда.
- Глобальный подход - от целого к части. Знание не разбивается на отдельные предметы, дается целиком, используя все доступные средства и инструменты - математические, химические, биологические, исторические, литературные, в общем все что можно использовать для изучения предмета.
- Планка поставленной задачи идет всегда чуть выше возможностей ученика, то есть обучение проходит на высоком уровне сложности и ведет за собой развитие ребенка. Это способствует более быстрому и более насыщенному обучению, а также более эмоционально окрашенному, поскольку учиться тому, что сложно, гораздо интереснее. Ну здесь, конечно, главное не переусердствовать, нужно сразу понимать с чем сможет справиться ребенок, а с чем нет - иначе может случиться все наоборот, ребенок потеряет интерес и понизится самооценка.
- Следующий принцип - от практики к теории. То есть, сначала считаем яблочки, а потом записываем цифры в тетрадке - ну это очень упрощенный пример. В общем все теоретические знания базируются на практических, это очень важно для правильного понимания и усвоения знаний, особенно для младших школьников.
- Безоценочная педагогика - нет правильного или не правильного, нет плохого или хорошего. Есть поиск наиболее точного и полного ответа на вопросы или задачи. Соответственно никаких оценок не ставиться, ни плюсиков, ни звездочек... Награда за знания - сами знания.
- Важно дать понять ребенку, что конечного знания не существует. Что любые правила, любые аксиомы можно подвергать сомнению и проверять на собственном опыте. Для получения знаний можно использовать разные методы, изучать разнообразные точки зрения на данный вопрос, в общем использовать любой материал для обучения.
- И последнее, постараться научить ребенка любить этот мир и процесс его познания. В этом случае обучение приносит массу удовольствия от восхищения нашей вселенной и ее устройством. Удивление и радость - вот сопутствующие эмоции наших уроков.
|
</> |