Наша домашняя школа

топ 100 блогов freeedu18.11.2010 Вот и, наконец-то, открылась наша маленькая школа. В ней учатся всего три ученика - я и мои дочки Настя - 10 лет и Алиса - 6 лет. Занятия проводятся часа по три в день, хотя на самом деле больше, поскольку оторваться от занятий дети иногда не в силах и я оставляю их заниматься самостоятельно, поскольку у меня обычно много домашних и других интересных дел... Решение обучать детей дома было принято уже давно, некоторый небольшой опыт у меня уже есть. Настя проучилась первый класс дома, второй - в платной школе, с довольно милой семейной атмосферой, где ей очень нравилось. Но отправлять туда ее в этом году я не захотела, по двум причинам - во-первых очень дорого, а во-вторых уровень знаний она показала после школы не высокий. На своем опыте я убедилась, что обучение дома гораздо эффективнее, чем в школе, конечно при условии, что с детьми все-таки занимаются. Ну о преимуществах домашнего обучения сказано много, рада что попробовали и в школе поучиться - теперь мне есть с чем сравнивать. В процессе изучения методик обучения, долгих раздумий и наблюдений, выработались некоторые принципы, следование которым делает наши занятия интересными, результативными и очень желанными - дети буквально проснувшись уже спрашивают когда же мы будем заниматься )).  Вот некоторые из этих принципов:
  1. Занятия свободные.  Если желания у ребенка нет учиться (хотя у нас такое пока не наблюдалось), то и принуждать никто не будет. Когда захотелось отдохнуть - отдыхают, захотелось позаниматься - занимаются. Управляю процессом я - то есть я сажусь и начинаю заниматься сама, моментально подключаются дети. Я занимаюсь примерно три часа, а потом заканчиваю, дальнейший процесс занятия самостоятельный. Кстати, обучение может проходить не только в эти три часа, мы сталкиваемся с разными задачами и в жизни, причем постоянно. Фактически процесс обучения происходит непрерывно.
  2. Отсутствие учителей и учеников. Каждый и учитель, и ученик. То, что я учусь вместе с детьми дает им пример самостоятельного обучения. Старшая девочка часто помогает младшей, вернее, обучение младшей фактически на плечах старшей - причем совершенно добровольно, они сами так решили.
  3. Мы используем методику погружения - то есть изучаем какое-то время только один предмет. Вернее, выбираем область знаний которую хотим изучить (дети выбирают вместе), ставим задачу - что-либо узнать или овладеть каким-либо навыком, и приступаем. То есть как таковых у нас учебных предметов нет, есть вопрос или задача, которую мы решаем.
  4. Обучение тесно связано с творчеством или игрой. Эмоциональная окраска урока очень важна для ребенка, обучение и запоминание проходит гораздо легче и ярче. Работа сенсорных органов стимулирует работу коры головного мозга - получается у ребенка гораздо больше включенности в работу, больше внимания. На уроках мы рисуем, делаем поделки, слушаем музыку (особенно хорошо включать классику на уроках математике) и так далее, можно стимулировать еще обоняние, вкус и тактильные ощущения, а и еще чувство ритма.
  5. Эвритический принцип - знание не дается в готовом виде, до всего надо дойти самостоятельно. Учитель на вопрос отвечает вопросом - наводящим, и постепенно можно, как бы, подвести ребенка к ответу - который он уже даст сам. В чем здесь смысл - когда ребенок находит ответ на вопрос сам, происходит инсайт - очень высокий эмоциональный подъем, при котором все клетки коры головного мозга получают стимуляцию. При соблюдении эвритического принципа у ребенка сильно развивается творческое мышление. Знание "добытое" самостоятельно остается в памяти у ребенка навсегда.
  6. Глобальный подход - от целого к части. Знание не разбивается на отдельные предметы, дается целиком, используя все доступные средства и инструменты - математические, химические, биологические, исторические, литературные, в общем все что можно использовать для изучения предмета.
  7. Планка поставленной задачи идет всегда чуть выше возможностей ученика, то есть обучение проходит на высоком уровне сложности и ведет за собой развитие ребенка. Это способствует более быстрому и более насыщенному обучению, а также более эмоционально окрашенному, поскольку учиться тому, что сложно, гораздо интереснее. Ну здесь, конечно, главное не переусердствовать, нужно сразу понимать с чем сможет справиться ребенок, а с чем нет - иначе может случиться все наоборот, ребенок потеряет интерес и понизится самооценка.
  8. Следующий принцип - от практики к теории. То есть, сначала считаем яблочки, а потом записываем цифры в тетрадке - ну это очень упрощенный пример. В общем все теоретические знания базируются на практических, это очень важно для правильного понимания и усвоения знаний, особенно для младших школьников.
  9. Безоценочная педагогика - нет правильного или не правильного, нет плохого или хорошего. Есть поиск наиболее точного и полного ответа на вопросы или задачи. Соответственно никаких оценок не ставиться, ни плюсиков, ни звездочек... Награда за знания - сами знания.
  10. Важно дать понять ребенку, что конечного знания не существует. Что любые правила, любые аксиомы можно подвергать сомнению и проверять на собственном опыте. Для получения знаний можно использовать разные методы, изучать разнообразные точки зрения на данный вопрос, в общем использовать любой материал для обучения.
  11. И последнее, постараться научить ребенка любить этот мир и процесс его познания. В этом случае обучение приносит массу удовольствия от восхищения нашей вселенной и ее устройством. Удивление и радость - вот сопутствующие эмоции наших уроков. 
Это далеко не все у меня. В дальнейшем список будет пополняться и редактироваться. Если есть какие идеи - с удовольствием добавлю ))).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Из глубин галактических туманностей великая космическая держава Ucraina ставит ультиматум ребром копчённой грудинки. Или мы платим за пролёт над незалежным космическим пространством (лучше гривнами, ещё лучше салом), либо весь наш космический флот, посягнувший на галактическую территор ...
Она растёт на границе участка, что за моим деревенским домом. Там, за увитыми хмелем остатками забора нашли последний приют две мои любимые собаки. Снуппи и Репочка. Так случилось, что они ушли на радугу с интервалом в 10 лет. К сожалению, ничто не вечно... Но эта бузина, которую я ...
Оригинал взят у lilith_samael в Банальное, про войну Я хочу предупредить, что мой пост может вызвать боль пониже спины. Это нормально, так и должно быть. Я вчера везла пассажирку, старенькую немку. Из Дрездена. Рассказывала мне, как оказалась в Австралии. "Когда город разбомби ...
Вот, наваял вам нове опус про никомунекабельнось. Не, саму идею подрезал известно у кого, зато всё остальное вполне оригинально сляпал на коленке сам, потому такой ужас и получился. Ибо Вите криворукий, но тут уж ничо не поделаешь. Зато песенка получилась коротенькая относительно, ...
К вопросу о Чернороссии . После июльского саммита "Эта Страна - Африка" в государствах Чёрного континента произошло уже 2 новых военных переворота. расширивших зону влияния любимого нашего Мордора на оном континенте. А сегодня, кстати, под звуки мелодии сами знаете кого, в полночь ...