Наш ответ "Чемберлену"


Маловероятно, что завтрашний «сюрприз» по украинской теме, который пообещал Трамп, станет разворотом американской позиции.
За полгода поведение президента США применительно к сложным международным вопросам прояснилось. Прежде всего – производство максимально громких шумовых эффектов с целью продемонстрировать решимость и непреклонность. Бесконечное повторение одного и того же, игнорируя попытки уточнить нюансы, дабы одновременно создать впечатление последовательности подхода и неопределённости действий. Стремление избежать глубокого вовлечения, а если «вписаться», то способом, самым краткосрочным и наиболее дешёвым из возможных. Наконец, неспособность (или нежелание) на деле идти наперекор устоявшимся представлениям, даже если декларируется обратное. Иными словами, более значительная зависимость от мейнстрима («глубинного государства»), чем Трампу хотелось бы показать.
Недавнее участие США в войне Израиля и Ирана – наглядная иллюстрация. Кульбит с однократным нанесением ударов по ядерным объектам идеально соответствовал описанной схеме. Трамп проскользнул между струек, удовлетворив разные группы своих сторонников (неоконы и «преждевсевисты»), Израиль и тех, кто выступал за скорейшее прекращение военных действий. Ну и, ясное дело, смог на весь мир объявить себя победителем и даже удостоиться ещё нескольких выдвижений на Нобелевскую премию мира. Какой именно результат достигнут, понять невозможно, решена ли главная проблема (ядерная программа Ирана) – неизвестно. Да и вообще, как ни парадоксально, после столь резкой встряски, на самом деле, мало что изменилось.
Если спроецировать приведённую схему на украинский вопрос, то получится примерно следующее. Трамп понял невозможность быстро избавиться от этой темы, заниматься ей он не особенно хочет, но бросить не может из соображений а) вышеупомянутой роли мейнстрима, б) престижа. Соответственно, нужны приличествующие случаю аналоги «B2 по ядерным объектам» – чтобы ярко, быстро и без завязания в трясине. Последнее Трампа, скорее всего, беспокоит, он категорически не хочет, чтобы «война Байдена» стала его войной.
Что мы можем услышать в понедельник? Слова, как он разочарован в Путине (уже говорил). Объявление о направлении Киеву «оборонительных вооружений» (говорил, что рассматривает), скорее всего, в рамках бюджета, принятого при прежней администрации и ещё не выбранного до конца. Отдельный финт, очень в духе Трампа, – объявить о продаже вооружений европейским союзникам, которые передадут их Украине. Это ещё и бизнес.
Возможно, заявление о поддержке санкций (500 процентов или что-то подобное), но так, чтобы ключ был в руках в Белого дома, а не Конгресса. Всё будет подано в качестве мощного шага по принуждению Кремля к миру с обещанием усилить давление, если потребуется. И в сопровождении слов о невероятно успешном миротворчестве Дональда Трампа, который прекращает один конфликт за другим (Индия-Пакистан, Израиль-Иран, ДРК-Руанда, Газа – ну вот почти…).
Очевидного воздействия на военно-политическую ситуацию такие меры не возымеют. Но не факт, что Трамп на это рассчитывает. Он продолжает маневрировать между группами своей поддержки, стремясь не оказаться в положении, когда ему придётся определённо свернуть в ту или другую сторону. Риск затягивания в украинскую баталию остаётся и даже возрастает, но пока, судя по всему, Трамп внимательно следит именно за ним.
Что будет делать российское руководство? Ничего. Точнее, то же, что и сейчас. В Москве, вероятно, исходят из того, что полномасштабного вовлечения Вашингтона по модели 2023-2024 годов не будет, а полумеры и лавирование со стороны США качественных изменений не принесут, хотя способны затянуть процесс. Последнее само по себе малоприятно и весьма затратно, но пока корректив никто вносить не будет. Есть, правда, загадочные новые идеи, переданные Рубио в Малайзии, но по опыту конфликта можно предположить, что они представляют собой те же идеи, изложенные несколько другими словами. Суть позиции России не меняется уже три с половиной года, нет признаков, что она изменится сейчас.
Россия в глобальной политике
Jul 13 at 14:31
***
Зеленский: "Мы будем переносить войну на российскую территорию. Готовим новые наши дальнобойные удары".
Переговоры забыты, впереди август.
|
</> |