Наш нуар
kukmor — 19.08.2025
Слышишь слово «нуар» — и ассоциации примерно такие: «Шоссе в
никуда», «Таксист», «Город грехов», «Драйв», «Двенадцать обезьян»,
«Девушка с татуировкой дракона», «Остров проклятых», «Под покровом
ночи»…Люди понасмотреннее вспомнят Хичкока, Уайлдера, Сьодмака, Кубрика, Висконти…
И я, как большинство, дальше бы жил с мыслью, что нуар — это мрачное явление с Запада, если бы не новая программа «Наш нуар» Михаила Трофименкова и Марины Кронидовой в Доме кино.
Мы запустили нашу линию мрачной социальной философии, эстетику тёмных тонов и поэтику зловещих улиц во второй половине 50-х (в США нуар появился в 40-х) и достигли весьма серьёзных результатов — продуктивно развивали это, казалось бы, совсем несоветское направление. К 80-м годам мы достигли в этом жанре довольно высокой планки, запросто могли составить конкуренцию вышеперечисленным западным хитам.
Итак, первый фильм — «Убийцы» 1956 г., и сразу же в титрах одним из режиссёров предстаёт Тарковский, одним из сценаристов — Хемингуэй, а одним из актёров — Шукшин. Это, вообще, как? Совершенно потрясающая и неожиданная короткометражная работа трёх студентов ВГИКа.
«Дело № 306» Анатолия Рыбакова того же 1956-го, и это уже настоящее большое кино в жанре нуар. Играют Марк Бернес и Татьяна Пилецкая, которая лично фильм представила в кинотеатре. Вроде простая криминальная драма, а потом оказывается, что замешаны агенты иностранной разведки. Один их первых серьёзных детективов, который заложил базу.
«Два билета на дневной сеанс» Герберта Раппапорта, 1966 г. В своё время фильм этот посмотрели под 40 миллионов зрителей. Молодой Александр Збруев внедряется в банду подпольных текстильщиков, неплохо владеет химией, ударом справа и знает английский. Какой там Том Круз, ребята.
«Случай из следственной практики» Леонида Аграновича, 1968 г. Невероятные красотки Любовь Стриженова и Нина Русланова в сложном, психологическом, можно сказать, достоевском детективе.
А ещё «Смерть филателиста» Георгия Калатозишвили, 1969 г., «Инспектор уголовного розыска» Суламифь Цыбульник, 1971 г., «Всего одна ночь» Иосифа Шульмана, 1976 г., «Подарки по телефону» Алоиза Бренча, 1977 г.
И великие в этом плане 80-е:
«Кто стучится в дверь ко мне», Николай Скуйбин, 1982 г.
«Человек, который закрыл город», Александр Гордон, 1982 г.
«Остановился поезд», Вадим Абдрашитов, 1982 г.
«Грачи», Константин Ершов, 1982 г.
«Преферанс по пятницам», Игорь Шешуков, 1984 г.
Каждый раз, посещая эти киносеансы, я поражаюсь, как мы умели снимать, экспериментировать, манипулировать, возвеличивать и поднимать сложные вопросы странным и невероятно самобытным киноязыком. Подумать только — мы когда-то умели в киноискусство.
Темные тона, контрастное освещение, ночные сцены, дождь, СССР — поразительно же?
|
|
</> |
ТОП-7 лучших таск-менеджеров для маркетологов — рейтинг 2025-2026 года
Мандаринки...
Омоложение нервной системы и восстановление связи с жизнью
Качалина
Про премии, их вручение и прочие интересности. Лонгрид.
В мире животных. Реакция собак и кошек на смерть представителя своего вида
Квартирный вопрос в карикатурах Бидструпа
Этикет 2026: 10 новых трендов в этикете, о которых молчат книги
Если хотите связать свою судьбу с Россией, можете написать мне в личные

