Нарушение связи или За что я не люблю детский дом
antysk — 10.08.2012 Что-то я расписалась, прямо ни дня без строчки :)))Размышляя о структуре и деятельности системы помощи детям, оставшимся без попечения родителей, я поняла, что мне в ней не нравится.
Я не беру сейчас какие-то тяжелые случаи нарушений, когда штат ворует нещадно, дети голодают, или хуже того кто-то кого-то продает в рабство или в порнографический бизнес… Я сейчас про относительно здоровую часть системы. Когда директор, может, и несет вечером пайку сливочного масла с общей кухни домой, но и только. Второй рукой зато он выбивает спонсорскую помощь и делает приличный ремонт в санузлах и доставляет в каждую группу телевизор. Воспитатели – может не отцы родные – но стараются, над детьми не издеваются, а очень даже учат и заботятся, домашку вместе делают. Дети накормлены, современно одеты и отдыхают летом в Италии. Не блатные богатые дети, а именно сироты на море оздоравливаются. И волонтеры, приходя в детский дом, организуют интересную экскурсию и читают малышам книжки. Лучше же, чем в родной семье пьющей мамы? Конечно лучше.
А я все думаю, и что-то мне тут не нравится. Мне не нравится пьющая семья родной мамы, но и детдом не лучше. И единственное из перебранных по косточкам «точно лучше» - это уровень безопасности ребенка. Его жизнь в детском доме в физическом плане защищена. И все. Больше мне тут ничего не нравится. Сам детский дом не нравится. Просто сам. Весь. По своей сути.
Детский дом – сохраняя жизнь и обеспечивая питание и уроки – делает нечто худшее. Он – формирует слабопроницаемую границу между миром ребенка и остальным миром, гасит сигналы, нарушает обратную связь. Он – искусственное образование с искусственными отношениями.
Ладно, что ребенок выходит из дд и не знает откуда берутся чистые тарелки. Думает, что на полке в столовой. И что картошка, оказывается, имеет кожуру. Это полбеды. Это навыки, которые недолго восполнить. Но есть опыт, который у семейных детей приходит сам собой, мы не учим их, они просто ходят с нами по жизни, наступают на грабли, получают обратную связь и все – опыт есть. А в учреждении нет естественной среды, нет что ли воздуха, по которому эти связи движутся, там своего рода вакуум, он сигналы не передает… И я бываю немало удивлена, обнаружив, что у приемного ребенка нету простых взаимосвязей в картине мира. И этому трудно научить, потому что в голову не приходит даже, что этого в картине мира нет…
Попробую привести примеры, чтобы стало понятнее. В каждой среде есть свой ресурс. У каждой семьи есть свой бюджет. Ребенок довольно быстро понимает финансовую сторону вопросов. Как-то сам собой. Практически каждый ребенок однажды на вопрос «купи» получил ответ «нет денег» или «не сейчас». Или он слышит, что папа на этой неделе нечаянно побил машину, и не получил страховку, и тут же чувствует на своей шкуре, что в этом месяце не купили ему, ребенку, слона, например. Или велосипед. Или сто наклеек. Или он порвал третьи за месяц штаны на заборе и мама, устав доставать из кошелька деньги на новые, заштопала дырку, и теперь он ходит в штопаных штанах. Безо всякой учебы маленький член семьи видит связи. Данную жизнью вариативность. Или он себя плохо вел и ему не купили чупа-чупс. Условно. Как схема. Связь установлена.
Ребенок в учреждении видит, что есть какой-то неизвестный ресурс. Но его никак не прощупать, не понять рычагов, связей не разглядеть. Штаны? По списку. Со склада. Красивость и дороговизна штанов не зависит ни от поведения, ни от бережного отношения к предыдущим. Какие есть на складе такие и дадут. Всем одного фасона. И послушным и сорванцам. Ребенок не участвует ни в выборе, ни в раздаче. Все всехнее и ничейное, ничто ничего не стоит. Плохо ты себя вел или хорошо – чупа-чупсов нет. Либо волонтеры пришли и принесли, и чупа-чупсы есть. Опять же без относительно того какой ты и твоего старания. И даже без относительно того хочешь ты этих чупсов или нет.
Из нашей жизни: играли дети в футбол. Моя принцесса играла в сланцах, после первого же удара по мячу сланцы порвались. Через день: - Мама, у меня порвались сланцы, мне надо другие. Спрашиваю: Ты понимала, что сланцы не для футбола? Что могут порваться? - Да, понимала. Но не хотелось переобуваться. - Ну, говорю, тогда пока что ходишь без сланцев. Ребенок не понял прикола. Как без сланцев? А другие? Она без наглости, без наезда, она тонкая и наблюдающая, но реально без понимания. Как так? Потом, когда уже через какое-то время дочка делилась очередным рассказом о предыдущей жизни и рассказывала как ребята в дд нарочно отрывали подошву у кроссовок, чтобы получить со склада новые – я словила: вот же оно. Она не из лени, и развести меня на деньги она не хотела. Просто нет в голове данного типа связей, нет опыта как бережность или наплевательское отношение к вещам отзывается на твоих личных ногах. Никак. Всегда можно было, пробегая мимо засунуть ноги в сланцы другой девочки.
Или не про деньги-вещи, про нематериальное. Про выбор. Ребенок не умеет делать выбор. Самый простой. Картошка или макароны? Розовая блузка или белая? Я молчу про серьезный, настоящий выбор. Типа кем быть или с кем быть… И это не потому что ребенок глупый или еще какой. Нет опыта принятия решения. Ни на каком уровне. Никогда не приходилось. Все решено за тебя. Только спустя год жизни в семье ушел ступор при вопросе типа «хочешь А или Б?», шоколадные конфеты или леденцы. Общий вопрос типа «что ты хочешь?» до сих пор часто остается без ответа. И я не сразу разобралась почему так. Недоумевала, почему такая разумная и толковая девочка так странно себя ведет. Среда была другая. Неживая. Может не сильно и травмирующая, никто не бил ее… но НЕживая.
Мне не хочется приходить в точку разбирательства «а лучше ли с нетрезвыми родителями». Наверняка не лучше. Сигналы-то будут поступать, среда там живая, хоть и несвежая, воздух есть, связи сформируются… Но те ли это сигналы, с которыми хорошо жить потом…
В общем, я не люблю детский дом. Ни плохой, ни хороший. Детей надо оттуда забирать что пораньше. А лучше бы вообще они туда не попадали. Сразу в другую семью, если уж сложилось, что в родной не жизнь… Хорошо бы как-то очередь в нашем обществе выстроилась в обратную сторону. За детьми.
Экий простенький вывод у меня выложился. Прямо поражает своей новизной.