Нарушение связи или За что я не люблю детский дом

топ 100 блогов antysk10.08.2012 Что-то я расписалась, прямо ни дня без строчки :)))

Размышляя о структуре и деятельности системы помощи детям, оставшимся без попечения родителей, я поняла,  что мне в ней не нравится.

Я не беру сейчас какие-то тяжелые случаи нарушений, когда штат ворует нещадно, дети голодают, или хуже того кто-то кого-то продает в рабство или в порнографический бизнес… Я сейчас про относительно здоровую часть системы. Когда директор, может, и несет вечером пайку сливочного масла с общей кухни  домой, но и только. Второй рукой зато он выбивает спонсорскую помощь и делает приличный ремонт в санузлах и доставляет в каждую группу телевизор. Воспитатели – может не отцы родные – но стараются, над детьми не издеваются, а очень даже учат и заботятся, домашку вместе делают.  Дети накормлены, современно одеты и отдыхают летом в Италии. Не блатные богатые дети, а именно сироты на море оздоравливаются.  И волонтеры, приходя в детский дом, организуют интересную экскурсию и читают малышам книжки. Лучше же, чем в родной семье пьющей мамы? Конечно лучше.

А я все думаю, и что-то мне тут не нравится. Мне не нравится пьющая семья родной мамы, но  и детдом не лучше.  И единственное из перебранных по косточкам «точно лучше» - это уровень  безопасности ребенка. Его жизнь  в детском доме в физическом плане защищена.   И все. Больше мне тут ничего не нравится. Сам детский дом не нравится. Просто сам. Весь. По своей сути.

Детский дом – сохраняя жизнь и обеспечивая питание и уроки – делает нечто худшее. Он – формирует слабопроницаемую границу между миром ребенка и остальным миром, гасит сигналы, нарушает обратную связь. Он – искусственное образование с искусственными отношениями.

Ладно, что ребенок выходит из дд и не знает откуда берутся чистые тарелки. Думает, что на полке в столовой.  И что картошка, оказывается, имеет кожуру. Это полбеды. Это навыки, которые недолго восполнить. Но есть опыт, который у семейных детей приходит сам собой, мы не учим их, они просто ходят с нами по жизни, наступают на грабли, получают обратную связь и все – опыт есть. А в учреждении нет естественной среды, нет  что ли воздуха, по которому эти связи движутся, там своего рода вакуум, он сигналы не передает… И я бываю немало удивлена, обнаружив, что у приемного ребенка нету  простых взаимосвязей в картине мира.  И этому трудно научить, потому что в голову не приходит даже, что этого в картине мира нет…

Попробую привести примеры, чтобы стало понятнее. В каждой среде есть свой ресурс. У каждой семьи есть свой бюджет. Ребенок довольно быстро понимает  финансовую сторону вопросов. Как-то сам собой. Практически каждый ребенок однажды на вопрос «купи» получил ответ «нет денег» или «не сейчас». Или он слышит, что папа на этой неделе нечаянно побил машину, и не получил страховку,  и тут же чувствует на своей шкуре, что в этом месяце не купили ему, ребенку, слона, например. Или велосипед. Или сто наклеек. Или он порвал третьи за месяц штаны  на заборе и мама, устав доставать из кошелька деньги на новые, заштопала дырку, и теперь он ходит в штопаных штанах.  Безо всякой учебы маленький член семьи видит связи. Данную жизнью вариативность. Или он себя плохо вел и ему не купили чупа-чупс.  Условно. Как схема. Связь установлена.

Ребенок в учреждении видит, что есть какой-то неизвестный ресурс. Но его никак не прощупать, не понять рычагов, связей не разглядеть. Штаны? По списку.  Со склада.  Красивость и дороговизна штанов не зависит ни от  поведения, ни от  бережного отношения к предыдущим.  Какие есть на складе такие и дадут. Всем одного фасона. И послушным и сорванцам. Ребенок не участвует ни в выборе, ни в раздаче. Все всехнее и ничейное, ничто ничего не стоит. Плохо ты себя вел или хорошо – чупа-чупсов нет. Либо волонтеры пришли и принесли, и чупа-чупсы есть.  Опять же без относительно того какой ты и твоего старания. И даже без относительно того хочешь ты этих чупсов или нет.

Из нашей жизни: играли дети  в футбол. Моя принцесса играла в сланцах, после первого же удара по мячу сланцы порвались.  Через день: - Мама, у меня порвались сланцы, мне надо другие. Спрашиваю: Ты понимала, что сланцы не для футбола? Что могут порваться? - Да, понимала. Но не хотелось переобуваться. - Ну, говорю, тогда пока что ходишь без сланцев. Ребенок не понял прикола. Как без сланцев? А другие? Она без наглости, без наезда, она тонкая и наблюдающая, но реально без понимания. Как так? Потом, когда  уже через какое-то время дочка делилась очередным рассказом о предыдущей жизни и рассказывала как ребята в дд нарочно отрывали подошву у кроссовок, чтобы получить со склада новые – я словила:  вот же оно. Она не из лени, и развести меня на деньги она не хотела. Просто нет в голове данного типа связей, нет опыта как бережность или наплевательское отношение к вещам отзывается на твоих личных ногах. Никак. Всегда можно было, пробегая мимо засунуть ноги в сланцы другой девочки.

Или  не про деньги-вещи, про нематериальное. Про выбор. Ребенок не умеет делать выбор. Самый простой. Картошка или макароны? Розовая блузка или белая? Я молчу про серьезный, настоящий выбор.  Типа кем быть или с кем быть… И это не потому что ребенок глупый или еще какой. Нет опыта принятия решения.  Ни на каком уровне. Никогда не приходилось. Все решено за тебя. Только спустя год жизни в семье ушел ступор при вопросе типа «хочешь  А или Б?», шоколадные конфеты или леденцы.  Общий вопрос типа «что ты хочешь?» до сих пор часто остается без ответа.  И я не сразу разобралась почему так. Недоумевала, почему такая разумная и толковая девочка так странно себя ведет. Среда была другая. Неживая. Может не сильно и травмирующая, никто не бил ее… но НЕживая.

Мне не хочется приходить в точку разбирательства «а лучше ли с нетрезвыми родителями». Наверняка не лучше. Сигналы-то будут  поступать, среда там живая, хоть и несвежая, воздух есть, связи сформируются… Но те ли это сигналы, с которыми хорошо жить потом…

В общем, я не люблю детский дом. Ни плохой, ни хороший. Детей надо оттуда забирать что пораньше. А лучше бы вообще они туда не попадали. Сразу в другую семью, если уж сложилось, что в родной не жизнь… Хорошо бы как-то очередь в нашем обществе выстроилась в обратную сторону. За детьми. 

Экий простенький вывод у меня выложился. Прямо поражает своей новизной.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Идеальный криминальный сериал. Любовно просчитанный и продуманный до мельчайших мелочей, уникальный по замыслу: удержать внимание зрителя на расследовании одного-единственного убийства на протяжении двадцати серий (без использования ...
Экспедиция Михаила Васильева на ледоколе «Ермак» высаживается на санях на остров Шпицбергена. 1899 год. Неизвестный автор ...
Это мне в связи с войной и разнобоем во мнениях о ней среди людей, разрыве в связи с этим отношений между друзьями и родственниками вспомнилась песня "Если друг оказался вдруг". И захотелось с утра на свежую голову пофимлософствовать. А что такое друг? Должны ли люди, считающиеся ...
Прогулка по Москве, сентябрь 2019 01. Москва, станция метро "Комсомольская" 02. Около Московского зоопарка 03. 04. 05. 06. 07. 08. 09. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Москва, ул. Петровка 17. 18. Москва, ул. Петровка 19. 20. 21. ...
Треба угадать: 1- Деталь 2-Автомобиль 3-Дата съемки 4-Место съемки. Требуются ухудшения. Фото сделано на Принт-сервер фирмы ...