Народная медицина на примере ниацина

топ 100 блогов systemity16.08.2014 Можно подробно прослеживать историю того, как медицина превратилась в современную профессию по лечению и предупреждению заболеваний, по укреплению здоровья людей и продлению их жизни. В таких случаях обычно принято в древнейших медицинских практиках пытаться разглядеть черты современной официально признанной медицины. Так, например, часто упоминается, что научная медицина начала свое развитие в Древней Греции и приводится имя родоначальника научной медицины Гиппократа (460-370 г.г. до н. э.). Однако это совершенно неверно, никакой научной медицины в Древней Греции не существовало. Основой научных подходов является возможность синтеза новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Строго говоря, даже в наше время научная медицина только нарождается, поскольку ответ на вопрос "Что такое жизнь и как она возникла?" не знает никто.

Попытки пристроиться к древности при анализе развития медицинского знания малопродуктивны и ошибочны. Можно сослаться на высказывание того же Гиппократа, который писал, что "медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы", в то время как современную медицину можно охарактеризовать как искусство имитировать, а порой даже упрямо игнорировать целебное воздействие природы, сосредоточившись на создании сугубо рукотворных методов и средств лечения и опираясь на технологии, которые никоим образом не могли существовать в древности даже в зачаточном виде. Подражание целебному воздействию природы трудно патентуется, соответственно, в итоге представляет собой малоприбыльное занятие, предназначенное в основном для альтруистов. 



Медицинские практики, которые принято называть традиционными, альтернативными, народными медицинами, существовали уже многие тысячелетия тому назад. Например, в  Древнем Китае четыре тысячи лет назад было известно свыше 2 тысяч лекарственных препаратов, полученных на основе веществ природного происхождения. А основы современной т.н. научной медицины по-настоящему возникли всего лишь 2-3 века тому назад в связи с развитием оптической микроскопии как первого эффективного метода анализа микроструктуры и функции живой материи, и в связи с развитием синтетической органической химии как метода изобретения новых искусственно полученных лекарственных препаратов, обладающих способностью специфически воздействовать на живой функционирующий организм.

Если современного заведующего лабораторией спросить, чем занимается руководимое им учреждение, то невозможно себе представить, чтобы он ответил: "Мы пытаемся создать какое-нибудь лекарство". Хотя подобная практика очень часто реально присутствует в технологии создания лекарственных препаратов. Так, например, изначально препарат под торговой маркой вайагра (сильденафил цитрат) синтезировался с целью лечения стенокардии и ишемической болезни сердца, однако в ходе клинических испытаний было обнаружено, что влияние его на сердечный кровоток минимально. Зато выяснилось, что этот препарат обладает выраженным влиянием на кровоток в области органов малого таза (в половом члене в том числе). Подобных случаев в практике создания современных лекарственных препаратов немало и в них как раз и проявляется сходство с подходами, практиковавшимися в народной медицине с древнейших времён.

Сегодня для того, чтобы проверить безопасность одного препарата, нужно порой от 5 до 20 тысяч лабораторных животных. В незапамятно далёкие времена, когда занятие медициной было в основном прерогативой жречества, теоретически можно было себе представить испытания на рабах, которые порой ценились дешевле животных, однако ничего подобного по всей вероятности в те далёкие времена существовать просто не могло, поскольку, во-первых, не было технологии обработки большого количества данных, а, во-вторых, отсутствие соответствующего научного и технического фундамента не давало возможности осуществлять целенаправленный поиск лекарственных препаратов.

Восстановить в деталях технологию поиска новых лекарственных средств, использовавшуюся тысячелетия тому назад, по всей вероятности невозможно, но не так сложно теоретически реконструировать этот процесс, учитывая то многое, о чём не имели ни малейшего представления лекари древности. По всей вероятности открывателями новых методов лечения болезней являлись, главным образом, талантливые наблюдательные исследователи, которые, как правило, на случайной основе обнаруживали, что те или иные специи природного происхождения способны устранять те или иные нежелательные симптомы болезней, которыми, как правило, болели эти самые исследователи. При этом было неважно, принадлежали ли они к профессиональному сообществу целителей или же были просто одиночками, которые случайно наталкивались на возможность самоизлечения.

Человек, обнаруживший целительное действие того или иного вещества, получал в свои руки надёжное средство заработка. Письменные памятники Древнего Востока (древнеегипетские медицинские папирусы, законы Хаммурапи, законы Ману, Аюрведа в Индии и другие) свидетельствуют о том, что в древних государствах законодательным путём были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному. Человек, отнесённый к когорте целителей, тем не менее, поднимался высоко по общественной лестнице. По этой причине человек, обнаруживший на себе благодатное действие того или иного природного препарата, конечно же стремился испытать его на иных людях, страдающих аналогичным недугом, но сделать это было проще всего, посвятив в своё открытие сообщество лекарей. И здесь существовали различные технологии верификации и расширенного применения найденных закономерностей излечения.

В отдельных странах найденные закономерности составляли семейную тайну и передавались по наследству. Так, например, у славянских народов тайны лечебных снадобий и технологии их использования обычно передавались от матери к дочери. Именно по этой причине народная медицина этих народов представляет собой стохастический набор отдельных рекомендаций. У других же народов существовала практика подробного фиксирования находок в области лечения различных заболеваний. В Тибете, Китае, Индии все медицинские находки тщательно фиксировались, описывались и анализировались. Подобная практика лежала в основе развития народных медицин Востока. Это была никакая не научная медицина, поскольку основу лечения  составляли тщательно классифицированные эмпирические закономерности. Но это было высокосистемное эмпирическое знание.

Каков механизм действия акупунктуры, что именно лежит в основе диагностики на основе измерения пульсов, какие вещества определяют целительные свойства грибов и т.п., всё это порой совершенно непонятно с позиций высоконаучной современной медицины, оснащенной томографами, масс-спектрометрами, электронными микроскопами и т.п. Всё знание древних строилось на накоплении эмпирических закономерностей на уровне целого организма и было результатом сочетания двух начал: наличием людей, обладающих талантом наблюдателей и наличием письменности. Ниже я приведу конкретный пример сочетания письменности (ЖЖ) с талантом наблюдателя в моём лице. Этот пример демонстрирует схему, по которой развивались народные медицины древности.

Ниацин (витамина PP, витамина Р3, никотинамида, никотиновой кислоты) обладает настолько широким спектром полезного воздействия на физиологию и биохимию человека, что современная медицина, обычно игнорирующая лекарственные препараты, на которых нельзя хорошо заработать, считает, тем не менее, ниацин лекарством - единственным лекарством из всех витаминов. Просто не может не считать. История обнаружения лекарственных свойств ниацина такова. С древнейших времён люди болели тяжёлой болезнью - пеллагрой. Классическое название пеллагры - «болезнь трёх Д» - диарея, дерматит, деменция. (В англоязычной литературе иногда добавляют четвёртую Д - смерть англ. Death). Американский врач М. Гольдбергер в 1916 году, как и все его коллеги, был уверен в инфекционном характере пеллагры. Чтобы убедиться в этом М. Гольдбергер и пятнадцать его коллег поставили опыт на себе. Они взяли материал от больных пеллагрой: кровь, выделения из носа и рта, кожные чешуйки и в течение месяца подмешивали всё это к своей пище. Никто из врачей не заболел пеллагрой, что опровергло мнение об её инфекционной природе. В 1937 году было твёрдо установлено витаминное действие никотиновой кислоты и её роль в этиологии заболевания пеллагрой.

Никотиновая кислота содержится в широком спектре продуктов питания - в ржаном хлебе, ананасе, свёкле, гречке, фасоли, мясе, грибах, печени, почках, синтезируется никотиновая кислота и кишечной микрофлорой. В печени человека ниацин синтезируется из незаменимой аминокислоты триптофана, причём, для синтеза одного миллиграмма ниацина требуется около 60 мг триптофана. Для этой реакции необходимо наличие витаминов B2, В6, железа. При таком многообразии источников поступления ниацина трудно, казалось бы, понять причину дефицита этого витамина, приводящего к заболеванию пеллагрой. Объяснение этого феномена состоит в том, что в природе существуют антивитамины - антагонисты витаминов. Такими антивитаминами ниацина являются незаменимая аминокислота лейцин и индолилуксусная кислота. Эти вещества в большом количестве содержатся в кукурузе. Поэтому и до сих пор пеллагра распространена в южной Америке и Африке, где существенную часть пищевого рациона населения составляет кукуруза. Заболевание пеллагрой встречается и в Грузии, где во многих районах вместо пшеничного хлеба пекут кукурузные лепёшки мчади. Я их обожаю в сочетании с брынзой.


Активное воздействие ниацина на обменные процессы обусловлено его вхождением в состав т.н. пиридиннуклеотидных коферментов - никотинамидадениндинуклеотида (НАД) и никотамидадениндинуклеотид фосфата (НАДФ), являющихся переносчиками водорода к флавопротеиновым ферментам и тем самым регулирующих окислительно-восстановительные процессы в организме. Никотинамидные коферменты (НАД и НАДФ) необходимы для жизнедеятельности всех живых клеток, а не только клеток животных. Азот пиридинового кольца никотиновой кислоты может превращаться из четырехвалентного (положительно заряженного) в трехвалентный. Изменение размещения двойных связей в кольце дает возможность обратного присоединения или отдачи атома водорода (электрона). Так проявляется активность постоянно функционирующей окислительно-восстановительной системы.

После приема внутрь никотиновая кислота и никотинамид интенсивно всасываются в желудке и ограниченно в кишечнике, поэтому дефицит ниацина может наблюдаться у больных язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, энтеритом, колитом, лямблиозом. Образование из ниацина пиридиннуклеотидов - НМН, НАД, НАДФ - происходит главным образом в печени, а также в почках, надпочечниках и других органах при участии АТФ. Участие этих коферментов в реакции переноса водорода делает их универсальными почти для всех видов метаболитических процессов. Они распределяются в организме весьма неравномерно (в порядке уменьшения): печень (депонирующий орган) – головной мозг – сердечная мышца – почки – скелетные мышцы – эритроциты. Период полужизни никотиновой кислоты всего 45 мин.  Все производные никотиновой кислоты легко выводятся с мочой.

Ниацин влияет на функции головного мозга, сердечнососудистой системы и органов пищеварения, на систему кроветворения, а также на соотношение процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Содействует ускоренной выработке отрицательных тормозных условных рефлексов или их закреплению, если они были неустойчивыми. Под влиянием никотиновой кислоты процессы внутреннего торможения более выражено усиливаются в условиях патологической слабости тормозного процесса (невроз, истерия, психотические состояния). Ниацин усиливает действие селативных, транквилизирующих и нейролептических средств.
Влияние ниацина на функцию печени предопределяет повышение секреции и выделение желчи, вследствие чего улучшаются пищеварение в кишечнике, гликогенобразование и белоксинтезируюшая функция печени.

Никотиновая кислота стимулирует эритропоэз (особенно в условиях патологии). Перед повышением гемоглобинообразования происходит мобилизация депонированного в организме железа и увеличение его содержания в тканях красного кровяного ростка. Никотиновая кислота оказывает антикоагулянтное действие, под ее влиянием повышается продукция противосвертывающих факторов в крови и активизируется фибринолиз. Назначение этого витамина в комплексе лечебных мероприятий дает возможность снижать дозы антикоагулянтов у больных инфарктом миокарда, инсультом, тромбозом мозговых вен.


Кардиотрофический эффект реализуется на двух уровнях: с одной стороны, это непосредственное участие никотинамидных коферментов в обмене углеводов и в энергетическом обмене — снижается содержание пировиноградной и молочной кислот, повышается содержание гликогена и АТФ. С другой стороны, улучшается микроциркуляция за счет расширения капилляров, которое создает благоприятные условия для снабжения миокарда кислородом и питательными веществами. Никотиновая кислота оказывает сосудорасширяющее воздействие при спазмах сосудов конечностей, почек и головного мозга.
Ниацин обладает способностью расширять мелкие кровеносные сосуды мозга и тем самым улучшать качество мыслительных процессов.

Если имеются воспаления в полости рта, гнойнички и фурункулы на коже тела, то лучшим средством является ежесуточный приём 1-2г ниацина.
Недавно было обнаружено, что высокие дозы витамина В3 (никотинамида) могут с успехом помочь бороться со стафилококковыми инфекциями, устойчивыми к антибиотикам. В частности, установлено, что клинические дозы никотинамида увеличивают количество и эффективность нейтрофилов - белых кровяных клеток специализированного типа, которые могут убивать и "съедать" вредоносные бактерии. В отличие от антибиотиков ниацин не убивает патогенную, а заодно и полезную микрофлору, а влияет на усиление способности организма сопротивляться инфекции. Обычно для активизации защитных свойств организма достаточно 1-3 дней приёма ниацина.


Для многих областей практического использования ниацина требуется приём этого витамина в больших количествах. До нескольких граммов. Так, например, всё чаще появляются публикации, свидетельствующие в пользу того, что  ниацин фактически является самым эффективным лекарством, нормализующим содержание холестерина и триглицеридов в крови, из всех существующих. В высоких лозах никотиновая кислота угнетает аденилатциклазу в жировых клетках, а это приводит к снижению в них цАМФ, угнетению процессов липолиза и уменьшению поступления жирных кислот в печень. В высоких дозах (3-4 г в день) витамин снижает также содержание триглицеридов и атерогенных липопротеинов в крови, что предположительно лежит в основе его противоатеросклеротического действия.

Этот витамин настолько активно участвует в метаболизме, что переборщить с ним довольно трудно. Тем более, что ниацин легко выводится из организма, как, впрочем, все витамины группы В.
Я с огромным пиететом отношусь к цирковому жанру под названием клоунада и помню всех клоунов, которых мне довелось лицезреть. Но я никогда так не смеялся, как смеялся, ознакомившись с
«Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», выпущенными пять лет тому назад. Там, например, указано, что суточная доза тиамина (витамина В1) равна 1.5 мг. Этот чрезвычайно полезный витамин можно есть ложками, поскольку он при пероральном потреблении не обладает токсичностью, а полтора миллиграма тиамина лучше вообще не принимать, поскольку этого количества организм просто не заметит. А если человек скушал рыбу, то это количество тиамина вообще до человека не дойдёт. Я, например, принимаю 200 мг тиамина ежедневно. В этом цитируемом выше странном произведении научной медицины указывается суточная норма приёма ниацина в количестве 20 мг (иногда некоторые клоуны-эксцентрики от медицины указывают в рекомендациях странно смешную дозу в 19 мг). А верхний допустимый предел приёма витамина В3 указывается в 60 мг, в то время как в некоторых ситуациях эффективными дозами являются от 1 до 4 граммов в сутки.

Однако применению больших доз ниацина препятствует гиперчувствительность к этому витамину практически у всех людей. Начиная с доз от 50 до 150 мг, возникает сильное жжение и зуд в локтях и там, на чем мы сидим перед компьютером, читая эту заметку. Через 3—5 мин после приема развивается гиперемия кожи лица, шеи, верхней части туловища (феномен воспаления). Эта реакция обусловлена расширением капилляров и сопровождается ощущением покалывания. Она неприятна, но не опасна и проходит через 20-40 минут. Но в последнее время фармацевтическая промышленность стала выпускать т.н. микрокапсулированный ниацин (SloNiacin, Upsher-Smith Laboratories Inc.), который даже в больших дозах не вызывает нежелательных реакций. В полуграммовой таблетке SloNiacin спрессовано огромное количество ультрамикротаблеток витамина, каждая из которых покрыта специальной оболочкой. Таким образом, при приёме микрокапсулированной таблетки ниацина (полигеля) ниацин выделяется постепенно и нежелательная реакция на этот витамин отсутствует.    

После этого длиннющего вступления я перейду к описанию того, о чём упоминал выше, т.е. к описанию схемы, по которой по моему мнению развивались народные медицины древности. Дело в том, что я принимаю ежедневно 1.5-2 грамма SloNiacin`а и обратил внимание на то, что в некоторых редких случаях у меня наступал феномен воспаления от приёма ниацина. В большинстве же случаев неприятная реакция отсутствовала. И тут я был вынужден вступить на стезю древних открывателей лекарственных препаратов. Я стал думать головой. Каждый случай гиперимии я тщательно анализировал, пытаясь понять, что я в этот день ел-не ел, кушал-не кушал, пил-не пил.

Очень скоро я сделал открытие. Оказалось, что  за пол часа до приёма ниацина и в течение 2-4 часов после его приёма нельзя потреблять углеводы. Есть мороженое, варенье, шоколад, печенье, мёд, пить сладкие соки. Незатейливые эксперименты над собой полностью подтвердили сделанное открытие. Сразу же после этого я приступил к опытам над живыми людьми в лице жены. Результат оказался чётко и однозначно выраженным: сладкое после приёма ниацина приводило к жжению и зуду. К моей полусотне изобретений прибавилось ещё одно, скрывать которое от общественности я вовсе не намерен и рад посвятить всех потребителей никотиновой кислоты в эту важную деталь способа употребления витамина В3. 




 Народная медицина на примере ниацина

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это уединённое местечко таковым не является больше двухсот лет, слишком много людей его посещают, чтобы отшельник там смог найти приют. Правда, когда это место создавалось, то войти можно было избранным. Даже Пушкин попал туда только по протекции Жуковского, а так бы поэта и на порог не ...
Восьмое марта на пороге, и я покаюсь: какой плохой муж! Мне тут часто об этом некоторые пишут, особенно в последнее время, сочувствуют супруге. Она молодая-красивая, а я — циничный ...
Высадка союзных войск в Нормандии 6 июня 1944 года, известная также как D-Day. ...
В связи с появлением у меня нового телефона с камерой (!!!) я теперь буду терроризировать ваши френд-ленты не только стенами текста, не несущими в себе смысловой нагрузки, но и фотографиями собственного производства. Фотографии, как водится, будут ...
материалы взяты из открытых источников ...