Нарисуй голых дядю и тетю
miumau — 17.10.2011 Уважаемая Яна!У меня к вам вопрос в копилку «вопросы-ответы», если вам интересна тема, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. Спасибо.
Моя шестилетняя дочка, переживая начало сексуального взросления, стала интересоваться изображениями обнаженных людей. И не просто интересоваться, а изводить меня на тему - мама, нарисуй мне голых тетю и дядю.
Так сложилось, что я с минимальными навыками, могу изобразить примитивно, но узнаваемо, людей, животных, предметы. Поэтому я свой воспитательный процесс всегда снабжала массой рисунков - цветочки-вензелечки, принцессы-лошадки и тп и пр. Но вопрос про голых людей поставил меня в тупик. Голых людей я не рисовала никогда, боюсь, что моих способностей хватит максимум на картинки со стен мужского туалета.
Я натащила в дом репродукций хороших рисунков обнаженной натуры, намалевала нескольких персонажей с анатомическими подробностями, с дочкой всё обсудили по-взрослому, без излишнего смущения. У ребенка интерес малость утих.
Дальше - больше. Спустя какое-то время она нашла в кладовке мои журналы. Нет, не порнографию (хотя что здесь такого особенного), здесь другое - дизайнерский журнал «Наш». Он мне очень нравится, там полно и голых дядь-теть и всего-всего, что относится к субкультурам. Но там еще есть и мысли, не всегда простые и однозначные, которые эти дяди-тети иллюстрируют. Я эти журналы очень люблю, но с рождением дочки отложила подальше до поры до времени, выбрасывать даже не собираюсь. А ребенок с интересом их пролистал, нашел много занимательного. Первое, что дочка сказала - все, мне не надо рисовать голых дять и теть, я их нашла, мне хватит. Потом на последней страничке одного журнала нашла наклейки - «здесь хамят!», «здесь найобывают!», «здесь не дают!» и пр., сильно обрадовалась. На дверь в свою комнату налепила «здесь невкусная водка!», на шкафчик со сладостями - «здесь не дают!», причем откомментировала - надо расшифровать, что здесь не дают сладкого и конфет! Остальные наклейки, пока она не вчиталась(читает еще не очень хорошо), я быстренько убрала.
С одной стороны меня радует, что ребенок учится видеть остроумное, нестандартное, пытается нешаблонно мыслить, а с другой стороны... Не рано ли, все-таки шесть лет. А с третьей стороны - подобное кругом, наружная реклама, интернет, телевидение, весь взрослый мир. Пора или не пора впускать в этот мир, не тьфукать «какая гадость!», а расшифровывать заложенный смысл?
Вернемся к картинкам. Дочка теперь сама пробует рисовать голых людей, причем меня просит ее поравить, научить. Я тоже могу порассуждать, что «здесь неправильно нарисована попа», но изобразить как надо не умею, научить, соответственно тоже. Но меня еще смущает, что будет, когда она заявится в свою школу с таким багажом знаний и будет делиться с одноклассниками своими наработками?
Как можно этот развивающийся интерес направить в нужное, продуктивное русло. Не испортить вкус, научить видеть и воспроизводить нечто большее, чем просто анатомию и физиологию. Яна, прошу вас, поделитесь
соображениями, как это сделать? Буду искренне признательна.
Здравствуйте!
На самом деле интерес детей в таком возрасте ко всем этим голым дядям и тетям настолько безобиден и чист, что они вообще не могут понять, чего это мы так волнуемся! (Если мы волнуемся.) :-)
Я уже как-то писала тут чудесную историю про сына знакомой, который спросил маму про тампон. Мама долго, краснея и бледнея, рассказывала про тычинки и пестики, и все, что происходит со взрослеющими девочками раз в месяц (и зачем, и почему), а потом вздохнула:
- Ну что, еще вопросы есть?
- Есть - сказал маленький мальчик.
- Ну как? Какие еще могут быть вопросы???
- А зачем делают вот так? - сказал ребенок, положил палец на ладошку, и закрыл ладошку, как делает тетенька в рекламе тампонов.
Он на самом деле вообще ничего не хотел знать, кроме этого. А мама там сто раз пережила не знаю что.
Вот точно так же с голыми людьми.
Я примерно в таком же возрасте села увлеченно рисовать голых людей. Мама, проходя мимо, и заметив это, подошла и показала, как правильно. Я еще отчетливо помню, как она задрала свою футболку, показала на свою грудь, и сказала: "Вот видишь, у меня же сосок вот тут, а ты вон где нарисовала. У меня же не вот такая грудь!"
И естественно я потом рисовала такое в школе. И естественно мне потом влетало от учителей. Так же, как в свое время влетало маме. Это вечная история, которая будет повторяться вечно. Мама говорила мне, что "если будут ругать, не переживай, в голом человеческом теле нет ничего ужасного", но так же она попыталась мне объяснить, что некоторые люди переживают от вида голых людей. Просто потому что в очень многих ситуациях быть голым - неуместно. А многим кажется, что показывать или смотреть рисунки с голыми людьми - тоже неуместно. Вроде как призывала меня войти в положение тех, кого это смущает, и не смущать народ почем зря.
Так же я помню, как лет в 13 я начала поднимать другие вопросы. Например, рассматривая портреты женщины с почти полным отсутствием груди, я возмутилась, кому такое может нравиться. Меня именно смутило, что она - взрослая женщина, а сисек нету. Я тогда о сиськах мечтала, и мне казалось, что это трагедия - дорасти до таких лет, и все еще не заиметь оных.
Мама мне тогда объясняла, что сиськи разные нужны, и разным людям нравится разное. А когда я не успокоилась, и продолжила настаивать, почему же кому-то такое нравится - женщина, лишенная "самой красоты", мама мне объяснила, что некоторым вот нравятся такие женщины, именно потому, что они похожи на почти-детей а не на взрослых женщин. И что по той же причине у изображенной на тех картинах модели были сбриты все волосы на лобке. Она взрослая женщина, ее можно любить, но она похожа на ребенка, за запретный плод.
Помню, как этот ответ тоже удовлетворил меня на долгое время, и я ни секунды не пыталась задумываться о том, что именно подразумевается под словом "любить", и почему ребенок - запретный плод, и что такого запрещено с ним делать. Еще одна иллюстрация того, что, если ребенок до чего-то эмоционально не созрел, оно для него просто не существует.
В те времена мне дома весело объясняли, как хорошо уметь рисовать красиво человеческое тело, как это трудно, рисовать красивые руки, симпатичные стопы, правдоподобные уши, и как пропорции тела влияют на общее ощущение от нарисованного человека. В потоке этих же рассказов мама мне рассказывала, что приятно посмотреть, когда у женщины груди весело торчат в разные стороны, и соски смотрят вверх - это признаком молодости. Но некоторым наоборот нравятся грузные сиськи-бутылочки (и дальше мы сравнивали, какие груди на что похожи).
Мама рассказывала, что в старой классической живописи художники рисовали женщинам очень маленькие соски, потому что это считалось признаком девственности и чистоты. Потому что большими они становятся обычно после того, как женщина родила и выкормила грудью ребенка. И так далее.
Все это всегда было полностью лишено драмы, поэтому я и не морочила себе голову никакими сложностями. С интересом рассматривала голых людей и замечала их красоту.
Мой ребенок вообще вырос не просто среди кучи "голых картинок" - мой дом был забит изображениями всякой "черной резины" и прочих монстрозных штук. Но ребенок тоже "жил мимо них", как будто ничего не происходит. Женщина в черном лакированном костюме с кошачьими ушками всю жизнь была для него "тетенькой в костюме кошечки", и почему этот костюмчик черный и блестит, и почему на месте грудей дырки, его не интересовало никогда. О подробностях он спросил меня уже лет в 14. И тогда мы уже (смеясь и кривляясь) обо всем поговорили.
Что же касается всяких жутких надписей - ооооо!
Вот тут я искренне сочувствую своей маме. Ведь я когда-то была панком. И помимо выкрашенных зеленкой и фуксином волос, и всяких страшных нарядов, в моей жизни были еще всякие совсем ужасные ужасы. Я издавала свой журнал! Небольшой фрагмент творчества тех времен еще хранится у нас, и я сама не могу смотреть на это без содрогания! Какие там были мрачные тексты, стихи про выколотые глазки отдыхают. Какие рассказы, какие картинки. Какое изощренное и циничное издевательство над всем!
Но творческий полет был крутой, с большим размахом, и мама этот размах ценила! Она честно коллекционировала и хвалила мои неформальные плакаты и объявления, оскорбляющие все самые святые чувства вообще всех сразу, мои творческие надругательства над "системой", ругательные послания, полные презрения, направленные на вражеские неформальные группировки, и до невыносимости неприличные признания в любви дружеским.
Ну и что. Как вы понимаете, и это прошло. Вы ведь видите мое сегодняшнее творчество - все хорошо, все успокоились, никому даже в голову не придет, что когда-то я была вредной нескладной девочкой, рвавшей и метавшей, с пафосом сжигавшей на задворках монументальные произведения искусства, и расклеивавшей по всей округе другие, не менее монументальные, призванные шокировать всех.
Да, все было очень ужасно. Я вот с таким макияжем на лице ходила по улицам. Честно!
Папа тогда очень переживал. Мама наверное тоже переживала, но скрывала это, и проявляла интерес к творческой части. Она была рада, что по крайней мере я бурно работаю. То, над чем я работала, было крайне сомнительно. Но я рисовала и творила сутками, и ее это устраивало. Протест сменялся мрачняком, кровищей и мясищей, потом мыл секс, потом был совсем страшный и ужасный секс, потом еще было около тысячи картинок про черную резину, татуировки и боди-модификации, потом были люди подвешенные к люстрам, а потом наступила взрослая жизнь и то, что вы видите сейчас.
Некоторым детям хочется что-то эдакое нарисовать, написать, слепить или сделать. Ну, пусть.
В общем - предлагаю не драматизировать, и не загружать происходящее смыслом, который для вашего ребенка даже еще не существует. Поиграется и пройдет. И чем меньше вы будете разводить драму вокруг всего, тем меньше этого будет делаться из протеста (если когда-нибудь целью самовыражения станет протест). :-)
А еще - найдите хорошую девушку какую-нибудь, которая покажет ребенку по-доброму, как правильно голых человеков рисовать, а?
Вон же - их полный жж.
:-)
|
</> |