Нарциссы бывают разные. Фаллический. Параноидный.
soulspase — 25.06.2010Нарциссы и правда бывают разные. Начну с цитаты (из все той же Мак-Вильмс):
"По мере продолжения психоаналитических исследований личности стало ясно, что явная грандиозность личности явилась лишь одной из форм того, что мы сегодня рассматриваем как нарциссическую проблему или “расстройство собственного “Я” (Kohut & Wolf, 1978). Современные аналитические концепции охватывают множество различных внешних проявлений ядерных проблем идентичности и самоуважения. Бурстен (Bursten, 1973b) предложил типологию нарциссических личностей, включающую в себя страстно-требовательный, параноидный, манипулятивный и фаллический нарциссический варианты. В дальнейшем многие авторы заметили, что в каждом тщеславном и грандиозном нарциссе скрывается озабоченный собой, застенчивый ребенок, а в каждом депрессивном и самокритичном нарциссе прячется грандиозное видение того, кем этот человек должен бы или мог бы быть (A. Miller, 1975; Meisner, 1979; Mor¬rison, 1983). Общим для нарциссических личностей, по-разному себя проявляющих, является присущее им внутреннее чувство или страх, что они “не подходят”; чувство стыда, слабости и своего низкого положения. Их компенсаторное поведение может сильно разниться, но в конечном итоге всегда обнаруживается сходная озабоченность. Таким образом, столь разных индивидуумов, как Джуди Гарланд или проблематичный ученик Сократа Алсибиад, можно с полным правом считать нарциссически организованными."
Сначала про фаллического нарцисса.
"Эти пациенты часто вовсе не казались действительно “больными” с традиционной точки зрения (контролировали свои импульсы, обладали достаточной силой Эго, стабильностью в межличностных отношениях и так далее), но они не ощущали радости от своей жизни и от того, кем являются."
"Складывалось впечатление, что проблемы подобных пациентов заключались в их чувствах относительно того, кто они такие, каковы их ценности и что поддерживает их самоуважение. Они иногда могли говорить, что не знают, кто они такие, и что для них имеют значение только уверения в том, что они сами что-то значат. "
"Вместо переполненности бушующими примитивными интроектами (что
было столь хорошо описано теорией объектных отношений) эти люди
жаловались на пустоту — скорее на отсутствие внутренних объектов,
чем на охваченность ими. Они были лишены чувства внутреннего
направления и надежных ориентирующих ценностей, они обращались к
терапии, чтобы обрести смысл жизни. Внешне они могли казаться очень
самоуверенными, но внутренне находились в постоянном поиске
подтверждений того факта, что их принимают, любят или ценят. Даже в
тех случаях, когда проблемы, о которых говорили клиенты, имели
другой локус, можно было обнаружить внутренние сомнения в
собственной ценности и неустойчивость самоуважения.
Люди с подобной хронической потребностью во внимании со стороны
окружающих классифицировались аналитиками как нарциссические, даже
если они не подходили под стереотип “фаллического” нарциссического
характера (высокомерного, тщеславного, обаятельного), описанного
Райхом. "
Он общителен, контактен, обаятелен. В его жизни немало достижений. Но в то же время, он находит немалое количество поводов быть недовольным собой и окружением, автоматически ранжируя то, что делает он и окружающие как более ценное и менее ценное. Во внутренней жизни он подпитывается устремлениями к идеальному. Как и всех нарциссов, его питают признание, восхищение, искренний интерес к нему. Однако, оставаясь наедине с собой, без конкретных внешних ожиданий и ориентиров, он теряется.
У этого нарцисса есть одна особенность - "вкрапление" мазохистской динамики в его структуру характера (что, впрочем среди нарциссов периодически встречается) - чувство вины за негативные переживания матери и свою отдельность от нее.
В своей истории он рано осознал себя "главным" в родительской семье. Мама уделяла ему больше внимания и эмоционально "подпитывалась" любовью сына. Таким образом, он одновременно выиграл эдипову конкуренцию (был для матери важнее отца и брата) и получил функцию "регулятора" семейного порядка и комфорта (в основном по отношению к матери).
В данный момент, он плохо понимает, как ему жить, если не быть этим "регулятором", испытывает чувство вины за желание иметь собственную, не обусловленную обязательствами по отношению к окружающим, жизнь. Динамически, эта вина существенно снижает его способность к сепарации.
Другой нарцисс был упомянут мной вот здесь. Его можно
назвать параноидным.
"Вильгельм Райх (Wilhelm Reich, 1933) в книге “Анализ характера” посвятил главу в рассмотрению “фаллически-нарциссического характера”, представленного как “самоуверенный... надменный... энергичный, часто — подавляющий своей манерой держаться... [тот, кто] будет, как правило, предвосхищать любую приближающуюся атаку собственным нападением”. Этот знакомый тип присутствует в основных своих чертах и в описании нарциссической личности в последнем издании DSM."
Он неизменно активен в общении, "заполняя" собою,
и контролируя таким образом, окружающих людей и происходящее.
Обсуждение своих идей или идей, которые противоречат его
представлениям о мире он встречает с весьма ярой конкуренцией,
которую прекращает только в том случае, если убеждается, что его
грандиозное самоощущение разбивается о спокойную, устойчивую и
отдельную позицию собеседника, который однако остается признающим и
принимающим его жизнь как таковую.
В том случае, если наш нарцисс все-таки входит в отношения с
женщиной, то (благодаря тенденции к чрезмерной идеализации) он
неизбежно расщепляет свои сексуальные чувства на "хорошие" и
"плохие", нежные и агрессивные и, так же, расщепляет объект своих
влечений на "хороший" объект и "плохой" объект. Таким образом, он
не может видеть в одном и том же объекте разные стороны. Если он
установил отношения с партнером как с "хорошим" объектом, то он
автоматически не может переживать свои агрессивные (и даже
потенциально агрессивные) импульсы по отношению к партнеру.
Разумеется, такая связь не может быть устойчивой длительное время.
Возрастающее напряжение в отношениях довольно быстро приводят его к
обесцениванию женщины, последующему отстранению и
разрыву.