Напольная-5: монтаж первой таблички
grosslarnakh — 19.04.2014
Серии: 5 4 3 2 1§13.
Пока я мотаюсь по Штатам, ребята в Москве тащат проект. В солнечный калифорнийский день (ну то есть столичной ночью) на "Баррикадной" возложили первую табличку напольной навигации. У прессы наконец-то появилось, что снимать.
На первый взгляд, видео смешное - толпа в 15 человек пришла поруководить двумя рабочими. Людей настолько много, что в окрестных магазинах кончились оранжевые жилеты.
Кадр по запросу "Сколько нужно человек, чтобы положить две плиты?":

(На самом деле, конечно, все пришли не просто так, а посмотреть, наконец, как самая первая табличка будет смотреться: всем же имеющим отношение интересно; думаю, что и рабочих всех собрали, чтобы на будущее понять, о чем речь. Я вижу тут людей из Дептранса, из метро, из студии, от подрядной организации. Думаю, что при монтаже на следующих 48 станциях будет помалолюднее. Еще я вижу по куртке Марка и зонту Егора, что в Москве началась весна.)
Это еще не все в телекамеру влезли:

В метро положено, чтобы любое событие собирало толпу. Вот, например, рядовое происшествие - бухого в дюпелину пассажира поднимают из траншеи пути на перрон. С отключением контактного рельса, остановкой поездов, полицией и медиками, все дела - четверо работают, остальные стоят.:

В нашем случае сразу образуются несколько команд - так побыстрее:

Вообще в метро ночью на станции людей много, бывает несколько десятков человек, там же постоянно работа какая-то идет. Там пол помыть, смахнуть пыль щеточкой, тут болтик подкрутить, свайку вбить, рельсик поменять.
Видосики:
www.m24.ru/videos/47994
Тут с третьей минуты:
http://player.rutv.ru/iframe/video/id/788913/start_zoom/true/showZoomBtn/true?time_play=0&isPlay=true&showPopUpBtn=false&showZoomBtn=true
* * *
При этом представленная телеаудитории табличка - лишь небольшой видимый кусочек над гигантской подводной частью дизайн-айсберга. Если взять отправившиеся сегодня на корректуру указатели и прямо к ним бессистемно дописать рабочие вопросы, которые сходу можно припомнить, то выйдет вот так:

Насчет того, что это - лишь то, что сходу можно припомнить, я не кокетничаю: если посидеть и покопаться в почте, картинка рискует стать в два раза выше.
* * *
Когда все начиналось, было не очень понятно, что тут двум дизайнерам делать. Сейчас дизайнеров с техдизайнерами накопилось девять человек, еще несколько архитекторов, и все заняты работой по уши.
Было бы легче, если бы было реально сделать навигацию, сидя у компа: но я уже говорил, что достоверных планов нет, а на существующих не указаны скамейки-ограждения-будки, сильно влияющие на пассажиропоток, и нужно идти выкладывать на каждой станции весь комплект табличек, делать план с разметкой потоков и спецификацию, потом отправлять их в метро и Дептранс транспортникам на рецензию, защищать навигационные решения; для охраняемых государством станций нужно получить отдельное заключение в отдельной инстанции.
Кстати о станциях-памятниках: объектом охраны на них является в том числе и пол, а это значит, что нельзя нарушать рисунок плитки, и для нормального согласования нужны чертежи существующих рисунков пола для каждой (!) таблички, типа таких:

Естественно, взять чертежи неоткуда, надо обмерять самим. В ход идут раскладывание кальки, обведение мягкими карандашами, сканирование-фотографирование и прочие веселые знакомые архитекторам приемы.
* * *
Две моих любимых истории из истории Кафедры задротства нашего института - про вокзалы на "Театральной" и про выбор цвета и размера.
§14. Про "Театральную" и вокзалы.
Мы когда на "Театральный" узел обмерять расстояния пришли, сразу сунулись с дежурной поговорить. Какие, говорим, у посетителей вашей станции самые острые проблемы? Та отвечает: очень много людей, приезжающих на станции нашего узла, желают узнать, как попасть на Щелковский автовокзал. Целый день спрашивают и спрашивают. Помогите им, ребята.

И мы такие: о, да, точно! Давайте перед переходом рядом с табличкой "Площадь Революции" положим на полу табличку "Щелковский автовокзал", классная идея. И ходим мы с этой гипотезой день, второй, а потом садимся рассчитывать по плану, сколько чего куда, и вдруг осознаем масштабы бедствия.
Дело в том, что на "Театральной" сходится поток не к одному вокзалу. Если пометить все транспортные хабы на красной, зеленой и синей ветках, то получится вот что:

Ну то есть натурально, помимо надписей "Охотный ряд", и "Площадь Революции" на станции на полу придется написать: к Киевскому вокзалу, аэропорту Внуково, к Павелецкому вокзалу, аэропорту Домодедово, Курскому вокзалу, Ленинградскому, Ярославскому, Казанскому вокзалам, Белорусскому вокзалу, аэропорту Шереметьево. Ну да, и к Щелковскому автовокзалу.
Мне очень нравится, как выглядел бы указатель в подземном переходе до станции, например:

(У меня нет сейчас файлов и некуда вписать буквы, и под рукой нет иконки автовокзала, но принцип понятен. Серега, если будет время, сгенери мне такой файл плз.)
Следующим шагом осталось бы положить такую же только на каждой станции московского метро в знак того, что с любой станции можно уехать на любой вокзал, даже на Щелковский. А если у каждого перрона такое класть - эхх, вот жизнь бы была!
Короче, мы решили успокоиться, а вокзалы будут помечены на навигационных стелах в центре станций. У напольной навигации - своя задача, за полсекунды дать подтверждение, что ты правильно идешь; а ежели вам, товарищ, надо потупить в стороне, то для вас скоро Дептранс поставит на станциях мосметро подробную большую конструкцию со схемой и списком вокзалов. Ждите и надейтесь.
Еще у нас в запасе всегда есть вариант с человеком-бутербродом. Вот Сергей показывает, как это могло бы смотреться на Казанском вокзале. Казанский вокзал, кстати, это профессионально и надежно (во всяком случае, на фотке так написано):

Ну или вот про цвет и размер плиточек были свои истории.
§15. Про цвет
Первое же предположение (после умершего предположения, что все таблички надо делать цветными) - что все таблички надо выполнить на черном фоне. Или на белом фоне. Или на сером фоне. На ахроматическом, короче. Достаточно много макетов мы сделали, пока не стало понятно: всегда есть станция, на которой любой выбранный цвет будет смотреться, как говно.
Таблички, заполненные выделяющимся фоном, безусловно, виднее, но убивают архитектуру. Китай-город со светлыми полами не переваривает таблички с черным цветом фона, а на "Театральной" белая табличка выжигает все пространство вокруг себя. И тут Лебедев такой говорит: уважаемые коллеги, да что же вы мучаетесь, выполните таблички под цвет пола. Московское метро - уникальное сооружение, культурный памятник мирового значения, можно проявить уважение и под каждую табличку свой цвет подобрать.

Этот момент напоминает момент в «Докторе Хаусе», когда его вдруг осеняет и зрители понимают, что дело раскрыто. «Вот оно» — главный момент в каждом дизайнерском проекте.
Ну то есть мы тогда, когда согласились с идеей художественного руководителя студии, представляли себе, конечно, масштабы ебли, но не совсем. (Кстати, оказалось, что все равно иначе бы не получилось - на объектах под госохраной рисунок пола нарушать нельзя, Тема угадал мазу. Люблю такие моментики :-)
Давайте посмотрим, сколько крови и пота пришлось сдать.
Сначала понадобилось объехать все станции, чтобы определить несколько рабочих цветов:

Дело в том, что звучит, конечно, красиво: "Каждой плитке - свой фон", но уж больно нетехнологично. Производитель, например, попросил уложиться в пять разных оттенков.
Проблема в том, что почти до самого конца точное расположение плит было непонятно - на этапе согласования иногда встречаются подвижки. Если закладываться в точное попадание, то можно устать замерять вместе с расположением еще и цвета (а у нас же нет года времени и бесконечного финансирования на проект). Тут нам помогает то, что в московском метро все полы - как лоскутное одеяло. На станциях всегда есть плиты разного гуляющего цвета, и попадания нюанс-в-нюанс не требуется, достаточно выдерживать примерный тон окраса станции, и плита выглядит еще одним лоскутом и смотрится вполне естественно. Естественно, все проверили на распечатках цветовых полотнищ (пришлось самим печатать, в Москве любой случайно нужный тебе рал-цвет не так-то просто достать по щелчку).
Сначала на мелких:

Потом покрупнее:

Выбрали один светлый а-ля "Китай-город", один коричневый под красный гранит, и три серых разного оттенка.
В итоге у каждой таблички - фон своего, максимально подходящего оттенка:

Хорошо, когда расчеты совпадают с реальностью.
Дадим слово очевидцу примерки на "Баррикадной":

таблички охуительны, это правда
прямо до конца не верилось, что лягут настолько заебись
прямо космос, круче которого только плитки из такого же пятнистого гранита, что и вокруг
ну, кислотой буквы выжигать - вот это все
космос космос космос, сириосли
а когда их занесли на станцию все (и марк в первую очередь) первые делом сказали "а хули они такие огромные-то?"
марк прямо линейкой измерял
воспринимаются возле стенки реально как конская конина
а в полу уже норм
Про цвет поговорили, теперь пора про размер.
§16. Про размер и вгрызание.
На заре проекта мы думали, что плиты могут спокойно вгрызаться в соседей, потому что очень технологично, когда ты делаешь одинаковые модули, производитель отливает одинаковые модули, а мужчины в оранжевых жилетках потом режут одинаковой болгаркой в станциях одинаковые дыры.
Ездили, измеряли, размечали, отмечали, сидели у полицейских на "Библиотеке" (там нам два раза попадался особо въедливый полицейский, которого не устроили бумаги; вроде бы, он все правильно делал, такая служба; но мешает относиться к нему с пониманием только то, что он с самого начала в первое задержание запретил ребятам звонить - когда в будку подтянулась вторая часть команды, понахрапистее, и стала выяснять процессуальный статус, внезапно оказалось, что все его неправильно поняли, и никому он ничего якобы не запрещал; во второе задержание через несколько дней он не дал встретиться с технадзором и предъявить специально оформленные пропуска; каждый раз победно обзванивал всех дежурных и устраивал им публичную головомойку, а потом другие полицейские нам рассказывали, что он герой, и на днях прямо из тоннеля вывел нелегально попавших туда шестерых подозрительных украинцев (это были мы :-). Я считаю, что из чувака получится хороший пиарщик; если бы ребята продолжили на него нарываться, то сделали бы его в итоге полковником. Но все решилось самым простым способом: еще раз разъехались по домам, в очередной раз выправили бумаги и пошли работать в ночь, когда дежурила другая смена полиции).
Лирическое отступление про порядок работы в метро
Порядок работы в метро такой: вы - подрядная организация, и потенциально способны напортачить, а это никому не нужно, особенно когда через два часа в метро появятся пассажиры. Поэтому вы приезжаете на станцию, и метро приставляет к вам технадзор. Технический надзор - это такой специальный сотрудник метрополитена, который следит за тем, чтобы все были проинструктированы и вели работы по правилам. Мы станции не портили, а только измеряли и записывали (на официальном языке это называется "определять объемы работ"), поэтому технадзору и следить особо было не за чем. Рассказывали друг другу истории, чо там еще делать. Зато теперь мы знаем, как определить по одному взгляду на будку, куда какой эскалатор едет, и как выглядят метрошные туалеты.
Ну вот, и у вас с технадзором, естественно, разные документы. У него - документы, дающие право спускаться в тоннель, а у вас - документы, дающие право быть в метро после закрытия и закрывать рот, когда чихаешь: все зависит от того, какие штампы у вас в пропусках. Если нужно сделать, чтобы вам был зеленый свет, метрополитен посылает на станцию письменный приказ и предупреждает, что вы придете. Но документы со штампами понадобятся все равно: любой на станции имеет право вас завернуть, невзирая ни на что.
Зеленый свет на станции дает местный царица-богиня - дежурная по станции. Вы приходите, отмечаетесь у нее, потом идете предъявляете документы полицейским, полицейские и дежурная действуют автономно. Знакомитесь со своим технадзором, идете ползать по станции. Надо помнить, что на узле из трех станций - трое дежурных, свои отряды полиции, и каждый раз, переходя на новую станцию, надо заново у всех отмечаться. Если с непривычки забываешь это сделать, люди пугаются незнакомых посторонних в ночное время, и жизнь резко усложняется.
Все, кто спускаются в тоннель, отмечаются у дежурной. Документы предъявляются не только ей, но еще и камере видеоконтроля. Некоторые дежурные просят при этом громко представляться камере по очереди, очень смешно себя чувствуешь.
Если до закрытия на рельсы падает пассажир, у дежурной прибавляется работы - сначала надо остановить движение и спасти чуваку жизнь первый раз, потом надо его уговорить не садиться на контактный рельс и спасти ему жизнь второй раз, потом, когда кто-то из полиции спрыгнет вниз и будет крепко держать пьяного кекса, чтобы того случайно на рельс не кинул алкоголь, надо отключить ток, вытащить мужчину и идти писать гору бумаг, объясняющих, почему произошла задержка движения. Дежурные на станции все время - как пчелки: то у них одни рабочие пришли, то другие, то надо объявлять что-то громко, то мы приползли, то какие-то полицейские отряды с собаками, оживленное движение, в общем, всю ночь. Перед закрытием - буйные пьяные, время от времени из кого-то льется кровь и надо принимать меры, с утра - пьяные качающиеся хипстеры с афтерпати. Поломоечные машины, ремонтники, уборщики туда-сюда. Или полиция на твоей станции нашла шестерых хохлов, попросила их на выход и звонит вставлять тебе пистон. В общем, насыщенная, полная событий жизнь, разворачивающийся балет. Выдворение пьяных - обламывание последних приехавших - уборка-починка, в шестом часу побудка полиции, те открывают станцию для пассажиров (без полиции ночью станцию не покинешь). С пяти утра у дверей метро ждут пассажиры; как только открывается первая дверь, на станцию прорывается река народа, особенно на кольцевых. В некоторых теплых переходах ночью десятками, словно воробьи, спят бомжи. Жизнь кипит.
Конец лиротступления.
Ну так вот.
Составили мы планы, определили общие навигационные принципы, распечатали бумаги по всем станциям, сели все причесали (у нас на станции выезжало по ночам две команды, поэтому были некоторые мелочи, которые команды решали каждая по-своему, и надо было синхронизироваться; про команды потом напишу).
Синхронизация в Большущем кафетерии студии (слева против часовой): Март Абрамзон и Сережа Стеблина из первой зондергруппы, они читают планы Егора, Марка и еще Олега Майхопара (у меня практически нет фоток Олега, потому что он еще, во-первых, слишком молод, чтобы становиться популярным, а, во-вторых, был в команде Марка); Марк с Егором читают соответственно планы, которые делал Серега со мной и Мартом.
(Примерно к тому моменту, насколько я помню, уже выработалась привычка артикулировать, которая спасает, если у вас в рабочей группе есть Март и Марк. Те, кого заебывает внятно произносить глухие окончания, пробовали внедрить имена Март-Анатолий и Марк-Константин, но эта инициатива как-то не особо прижилась - использовать связку имя + фамилия гораздо проще. Тоже дизайн.)
Да, так вот, общая читка планов насквозь. Ошибки, опечатки, стрелка-не-туда:

Серега смотрит, как Марку нравится шахматный пол:

Если у вас нет под рукой таблички "Аэроэкспресса", и никто не видит, используйте аэрозоль:

Именно тогда, 30 марта, уже после того, как мы определили навигационные принципы, выдали первые планы охраняемых государством станций на согласование, получили комменты, Марк и двинул пассаж про четкое попадание в плитку.
Напомню, что до чтения этого письма у нас были одинаковые размеры плит на станциях, и мы горя не знали с модулями разного размера.
Письмо:

Начнем с плитки шириной в 70 см. Обратим внимание на шахматный пол, он есть после 70 см, его много и он требует трепетного отношения к себе.




Теперь про размещение табличек на клетчатом и шахматном полу.




Суть для тех, кто прогулял: предлагается начать попадать не только в цвет, но и в размеры плиток на всех станциях. На вид все гораздо аккуратнее и приятнее, а на одинаковый размер модулей предлагается забить.
Этот момент напоминает момент в «Докторе Хаусе», когда его вдруг снова осеняет и зрители понимают, что дело почти раскрыто. «Вот оно» — второй главный момент в каждом дизайнерском проекте.
Оставался вопрос с тем, что таблички тоже придется делать с шахматным фоном. Немного погрустили на тему неминуемого расхождения цвета полимербетона и пола.
Выход Егора:

Этот момент напоминает момент в «Докторе Хаусе», когда его в конце опять осеняет еще раз, и зрители понимают, что уже ну точно - все, скоро. «Вот оно».
* * *
Про towards, to, exit и way out как-нибудь в другой раз, сколько можно уже в коворкинге сидеть.
|
|
</> |
Основы мастерства речи для деловых и творческих людей
Мои грандиозные планы
Книги ноября 2025 года
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ
Осенью, в дождливый серый день
Собянин отжигает
Война на Днепре
Шутка: What's a Man?

