NanoAvionics теперь Kongsberg NanoAvionics
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Как-то незаметно проскочило – ещё 5 июля 2022 г. норвежская компания Kongsberg Defence & Aerospace сообщила, что она приобретет 77 процентов акций литовской компании-производителя малых космических аппаратов NanoAvionics. К особенностям сделки относят то, что она подразумевает покупку контрольного пакета 51% акций у прежнего мажоритарного владельца SpaceMobile (AST & Science) и лишение блокирующего пакета в 25% самой NanoAvionics – руководство компании сохранит за собой только 23%. Стороны договорились о стоимости 100% пакета акций в размере 65 млн. евро, так что Kongsberg покупка 77% обойдется в 50,05 млн. евро.
![NanoAvionics теперь Kongsberg NanoAvionics 04 NanoAvionics теперь Kongsberg NanoAvionics 04](/images/main/nanoavionics-teper-kongsberg-nanoavionics-911304.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/2016658/2016658_600.jpg)
NanoAvionics Preconfigured nano-satellite buses M6P © Kongsberg NanoAvionics / Facebook
![NanoAvionics теперь Kongsberg NanoAvionics 05 NanoAvionics теперь Kongsberg NanoAvionics 05](/images/main/nanoavionics-teper-kongsberg-nanoavionics-b1cc46.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/2016952/2016952_600.jpg)
Основной причиной для такого приобретения в Kongsberg назвали желание расширить свой космический потенциал, включив в него продукты и технологии проектирования и производства малых спутников. При этом выбор NanoAvionics не должен вызывать удивления. Малая литовская компания вышла в ряд ведущих интеграторов малых ИСЗ и производителей наноспутниковых платформ/шин (NanoSatellite Bus). В последние годы NanoAvionics демонстрирует значительный глобальный рост, включая экспансию в Великобританию и США. С персоналом чуть более 150 сотрудников фирма участвовала в 120 успешных миссиях и коммерческих спутниковых проектах национальных космических агентств, государственных ведомств и ВУЗов Европы, Австралии и Ближнего Востока. Ее заказчиками выступали такие компании, как Thales Alenia Space, Aurora Insight, SEN (британский стартап трансляции видеоизображений земной поверхности в режиме реального времени и сверхвысокой четкости) и другие.
Сама Kongsberg за полтора месяца до приобретения NanoAvionics заказала ей сразу три КА на основе платформы/шины MP42 массой более 50 кг. Они должны быть поставлены для запуска в 2024 году и предназначены для наращивания норвежской спутниковой группировки, прежде всего системы SatAIS и радиотехнической разведки судовых РЛС.
Кроме того, по заказу министерств обороны Норвегии и Нидерландов NanoAvionics изготовила на основе платформы/шины M6P два ИСЗ парной космической системы РТР BROS.
![NanoAvionics теперь Kongsberg NanoAvionics 06 NanoAvionics теперь Kongsberg NanoAvionics 06](/images/main/nanoavionics-teper-kongsberg-nanoavionics-68123a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/2017267/2017267_600.jpg)
ИСЗ BROS © Kongsberg NanoAvionics / Facebook
![NanoAvionics теперь Kongsberg NanoAvionics 07 NanoAvionics теперь Kongsberg NanoAvionics 07](/images/main/nanoavionics-teper-kongsberg-nanoavionics-196629.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/2017397/2017397_600.jpg)
Foto © NanoAvionics
Парный вывод ИСЗ на орбиту в самом начале проекта планировали на второй квартал 2022 года, потом сроки конкретизировали, назначив на 18 декабря РН Falcon 9 с космодрома на мысе Канаверал, а сейчас перенесли на 29-е. Илон наш Маск хочет в очередной раз продемонстрировать всему миру свои недюжинные возможности, забив в график последнего месяца года аж десять запусков. Но даже если дата съедет куда-то на 32, 33 декабря (и так далее), все равно реализация такого международного космического проекта, как BROS, причем менее, чем за два года от подписания меморандума до вывода КА на орбиту – просто отличный результат.
Ну, а в части следующих продолжений темы о развитии космической программы Норвегии можно не сомневаться, что сотрудничество с канадской лаборатории космических полетов SFL института аэрокосмических исследований университета Торонто UTIAS и датской компанией GomSpace придется сворачивать. Какими бы не были все предыдущие успехи, теперь у Kongsberg есть своя во всех смыслах карманная космическая фирма, а национального производителя власти Норвегии стремятся всемерно поддерживать, даже если его филиал находится за горами, за морями аж в Литве.
|
</> |