«НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ»
domestic_lynx — 09.12.2020К критике способности предсказания
На закате года оживляются предсказатели – разного рода и стиля: астрологи, экстрасенсы, футурологи, аналитики, политические прорицатели. Предсказательный рынок имеет свои разделы, подразделы, ниши, целевые группы – всё, как положено на развитом рынке. Для совсем простых, вроде рыночных бабулек – баба Ванга (которая почему-то заготовила прогнозы на сто лет вперёд), для публики позаковыристей, вроде офисных сидельцев или отставных бухгалтерш – хорошо идут супруги Глоба или их коллеги. Ну а для продвинутых и образованных – ну, тут потребны научные аналитики, которые с графиками, таблицами и мудрёными терминами. На самом деле разницы между первыми вторыми и третьими нет никакой. Вернее, она чисто внешняя, эстетическая.
Давайте припомним прогнозы и события уходящего года. И мы увидим, что предсказанное не сбылось, а не предсказанное – случилось.
Короновирус. Никто не предсказывал. Тут, конечно, много неясного. Кто-то считает его рукотворным изделием каких-то биотехнологических центров. Кто-то – тоже рукотворным, но не биотехнологическим, а агитпроповским. Я не хочу обсуждать этот вопрос, т.к. фактов не имею. Но вот неоспоримый факт: ничего подобного предсказано не было. А когда эпидемия уже была – никто не предсказал её хода и резкого торможения и свёртывания в Китае.
В мае-июне в США случились негритянские бунты. И никто этого не предсказал. Даже накануне. Предчувствие новой гражданской войны. Повсюду и всерьёз обсуждали возможный развал Америки. Запасались кто попкорном, кто огнестрелом. Аналитики, притом не только диванные, рассуждали о грядущем мире без Америки.
И что же? Этот гигантский процесс, налетевший как смерч, возникший ниоткуда, рассосался в никуда. Просто исчез, словно и не было его. И никто не предсказал ни его появления, ни его прекращения.
Принято считать, что гражданские распри, вплоть до полноценной гражданской войны – это чаще всего самосбывающиеся прогнозы: их ждут, о них говорят, копят взаимную ненависть – и вот тебе пожалуйста, война наступает. И что же? Ждали. Запасали еду и оружие. Заделывали фанерой витрины. И ничего. Разве что плотники кое-что заработали, забивая витрины. Смерч улетел.
Ещё одна война, которую предсказывали, - не состоялась. Много было говорено, что суперпроект Эфиопии по энергоузлу на Белому Ниле приведёт к большим проблемам в сельском хозяйстве Египта, попросту – к полноценному голоду. Предсказывалась война, как только водохранилище начнёт заполняться. Многим, очень многим виделась война в Северной Африке. Но пока – ни войны, ни голода.
А другая война не предсказывалась, а – произошла. Я имею в виду войну Азербайджана с Арменией. И проблема, которая тридцать лет висела в воздухе, – решилась. Хорошо помню: мы едем в машине сквозь золотую осень в Ивановской области, включено радио, где об этом говорят. Муж замечает: «Война!». Наш друг, сидящий рядом, убеждённо возражает: «Ну какая война? Постреляют, и всё будет по-старому». А оно не стало. Помню ещё любопытное. Буквально накануне взятия Шуши один известный аналитик и регионовед объяснял, почему именно Шушу ни в коем случае не возьмут: перестали поставлять боевиков из Сирии, азербайджанцы не могут драться и т.п. Словом, Шушу никогда не возьмут. К утру её взяли.
Все события в Карабахе – полная неожиданность. Похоже, для всех, включая цереушников.
Когда-то такой неожиданностью стал распад Советского Союза. Потом, когда что-то случается, у успеха (а любое событие – кому-то на руку, значит, чей-то успех) появляется множество отцов и матерей, и они энергически заявляют свои родительские права. Но предвидеть… нет, не выходит.
Ровно то же самое – с перестановками верхних начальников. Никто не предвидел г-на Мишустина. Напротив, буквально накануне его назначения очень многие аналитики сходились во мнении, что г-н Медведев пребудет вечно и вообще он приемник. И аргументы приводили: он стал чаще прежнего появляться в телевизоре, а это, сами понимаете, верный признак. С г-ном Чубайсом всё не так ясно, но тоже вдруг его сместили с Роснано, хотя считалось, что он там вечно.
Что касается Трампа, то ему пророчили победу. Или тотальное вооружённое восстание. Ни того, ни другого пока не случилось.
О чём всё это свидетельствует? Да, собственно, о том, о чём непредвзятые и лично не заинтересованные люди знали всегда: никаких общественных наук в настоящее время в наличии не имеется. Потому что наука начинается там и тогда, где и когда возникает возможность систематического предвидения. Смешай эти два вещества – и всегда получишь то-то и то-то. Толкни этот шарик с такими-то начальными условиями – и он всегда окажется там-то и там-то. С этого начинается наука. Нет этого – нет и науки. Что есть? Ну, может, натурфилософия. Или преднаучное собирание фактов. Такое собирание имеется сейчас во всех общественных науках. Как знать, может, в будущем искусственный интеллект, которому ничего не стоит перелопатить эвересты фактов, выделит в них какие-то закономерности. А может, и не выделит. Будущее – темно.
|
</> |