Наиболее впечатливший меня железнодорожный экспонат.

Это железнодорожный музей на станции Сеятель, что в Новосибирске. Музей кстати несколько отличается от других его собратьев, которых сейчас все больше появляется по стране. Но об этом в другом посту. Особенно от Петербургского, самого главного и самого "крутого".
Не все так плохо в моей жизни - если пока ещё не доводится путешествовать по стране вот в таких вагонах. Эта философская мысль пришла мне в голову, сразу же после просмотра этого экспоната.
Так вот:
Это вагон для заключенных, выпущенный в брежневскую эпоху. Такие служили в системе МВД 70-80-90- годы. А возможно и поныне служат, или по крайней мере мало в чем изменились до наших дней, по уровню "комфорта" для пассажиров.
Предполагаю, что на Украине в виду небольшой территории страны отказались от их использования после 1991 года. Возят автомобилями.
Снаружи это почти самый обычный советский цельнометаллический вагон, образца последней трети XX века. В глаза почти не бросается. Человек не разбирающийся и не внимательный, может его запросто перепутать с багажным.
В те времена их цепляли к обычным пассажирским поездам, как и сейчас. А по два можно было? Интересно какие были нормативы по этому поводу в системе МВД СССР?
1.

2. Вот если смотреть с этой стороны, то можно обратить внимание на не совсем обычное отсутствие окон.

Ваша поддержка для меня очень важна.
Буду рад даже самым скромным переводам. Карта СБ:
2202 2053 3621 5600
3. Целых 75 человек - заключенных!

4. Купе охраны, которая в те годы состояла из военнослужащих Внутренних войск, которые тогда подчинялись МВД СССР. Спальных мест для 10 человек охраны явно не наблюдается. Это значит, что пока одна половина несет службу, остальные отдыхают.
Во Внутренних войсках СССР, воинская служба, судя по рассказам служивших, легкой не была.

5.

6. Кухня, где готовилась пища. Надо же накормить себя и еще 75 человек спецконтингента. При этом надо быть начеку и постоянно держать в руках оружие.

7.

8. Еще одно купе для охраны.

9. А вот и ряд "комфортных" купе для пассажиров.

10. Жесткие полки и абсолютно никаких излишеств. Интересно, постельное белье, матрацы и подушки полагались?

11. Третья полка похоже тоже была штатной.

12. Но главная "фишка" заключалась в том, что заключенным было абсолютно не положено видеть - что за окном и где их везут.
Да уж - тут не до романтики железнодорожных путешествий.

13. Вот такими специальными стеклами был оборудован весь проход перед камерами.

14.

15.

16. Тут я так понял, предусмотрена дополнительная полка.
Представляю - какой запах стоял в этом вагоне и какой в целом суровый быт был и у заключенных, и у охранников. Это же надо 75 человек под конвоем, по одному, еще и в туалет выводить

17.

18.

19.

20.

21. Вот собственно и туалет для заключенных. Я так понял, что для них использовался только один. Ну не будут же их водить в другой туалет, мимо купе с охраной, спецсвязью и оружием.

22. Кажется в других жд музеях страны таких экспонатов больше нет. А в этом он привлекал особое внимание посетителей.
Вид на спецвагон со стороны где есть окна с непрозрачными стеклами.

Музыка в тему. Песня "Поезда" Шуфутинского.