Наглядные приложения логики распознавания дизайна


Аутентификация. Источник
Одним из самых наглядных примеров распознавания дизайна является аутентификация. Вполне понятно почему: чем больше длина ключа, тем меньше вероятность случайного подбора. Соответственно, тем больше вероятность того, что если злоумышленник проник в информационную систему, то он это сделал не путём подбора пароля, а либо выкрал пароль, либо ему кто-то его передал. По превышении длиной ключа определённой величины вероятность случайного подбора практически равна нулю. Формально не нуль (и никогда нулём не будет), но практически нуль. В этом разница между статистикой и теорией вероятностей: нечто, исключённое по статистике, формально не исключено, однако на практике здесь можно ставить точку.
Ещё пример: случай и природные регулярности не могут произвести
осмысленный текст достаточной длины (теорема об обезьянах). Здесь
опять та же картина: вероятность появления осмысленного текста не
нулевая (и никогда нулём не будет), однако она быстро убывает с
увеличением длины текста. Так что если имеется достаточно длинный
текст, на практике мы спокойно заключаем, что у этого текста был
автор (или авторы). Что также важно: пороговое значение длины
строки, относительно которой делается заключение о дизайне, в
различных системах различно, однако существует длина строки, по
превышении которой можно сделать статистически обоснованный вывод о
дизайне даже в масштабах вселенной (так наз. Universal plausibility
principle, вариация на тему понятия статистической значимости).
Пограничный случай — AI, однако здесь тоже всё нормально, поскольку
все эти тексты, которые он выдаёт, не что иное, как переработанные
человеческие тексты. Это принципиально также продукт человеческого
интеллекта, разница лишь в том, что участие человека здесь менее
явно. Ситуация была бы кардинально иной, если бы AI понимал,
что он выдаёт. Пока этого не произойдёт, AI был и остаётся
стохастическим попугаем, подпадающим под всеобщее правило GIGO:
Garbage In Garbage Out, "что заложишь, то и получишь", я бы даже
сказал GIBO - Garbage In Bullshit Out (мусор на входе, враньё на
выходе). В случае если AI "оторвётся" от человека (правда,
неизвестно, когда это произойдёт и произойдёт ли вообще), уже сам
AI будет полноправным интеллектуальным агентом. Но это никак не
повлияет на распознавание дизайна, так как результаты работы AI
будут распознаваться с таким же успехом, как сегодня распознаваемы
результаты человеческой деятельности. В целом ряде приложений AI
уже сейчас спокойно можно рассматривать в качестве агента, и дело
здесь не в пресловутой сингулярности, а в принципе: даже
автопилот способен принимать решения, что является свойством
интеллектуального агента.